Этим летом ИД «Комсомольская правда» объявил о том, что в ближайшие два года планируется открыть еще семь пунктов печати за рубежом, в 2006-2007 годах в список войдут ОАЭ, Великобритания, Италия, Болгария, Ирландия, Эстония, Чехия. В этом же году на зарубежные рынки вышла газета «Жизнь», начав издаваться в Испании и Турции. В этой статье «Новости СМИ» постарались разобраться, чем так привлекательны для российских издателей массовых газет рынки Дальнего зарубежья.

ТЕРРИТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Рынок русскоязычных газет Дальнего зарубежья делится на две части — с одной стороны, это эмигрантские издания различной направленности (рекламные, информационно-аналитические газеты, ряд журналов), с другой стороны — российские издания, которые имеют пункты печати за границей. Последних немного: пожалуй, серьезным присутствием на западных рынках могут похвастать только три массовых издания России — это «Комсомольская правда» («КП»), «Московский комсомолец» («МК») и «Аргументы и факты» («АиФ»). Список стран присутствия этих изданий можно увидеть на следующей странице. На первом месте по количеству стран, в которых распространяется издание, занимает «АиФ», на втором месте — «КП», на третьем — «МК». Газета «Жизнь» только начинает выходить на западные рынки. Кроме того, ИД «КП» сейчас начинает продвигать за рубеж другие наши издания, например, «Экспресс газета» печатается уже в Израиле, Латвии и Германии (и распространяется в 13 странах Европы), ближайшие перспективы — США и Канада. А «Советский спорт» выходит в Латвии.

Отметим, что в данной статье речь пойдет только о странах Дальнего зарубежья, где русский язык никогда не был государственным, в отличие от стран бывшего СССР.

Издание «АиФ» печатается и распространяется более чем в 50-ти странах мира по подписке и в розницу. «Она печатается в Германии для стран Западной Европы (распространяется по подписке и в розницу), в Латвии — для стран Балтии и Финляндии, печатается в Америке для США и Канады, в Австралии — для Австралии и Новой Зеландии, в Израиле», — рассказывает Андрей Вавилов, заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты» по распространению. «На территории вышеперечисленных стран «Аргументы и факты» выходят в виде специального международного издания, международного выпуска «АиФ». Он несколько отличается от российского местными тематическими вкладками, местной рекламой: в Европе, например, выходит вкладка «АиФ. Европа». Выпуски «АиФ», выходящие в разных странах мира, отличаются между собой и по объему полос, например, в Австралии — 48 полос, в Европе -от З6 до 40. Все зависит от страны распространения», — добавляет Андрей Вавилов. Средний тираж выпуска «АиФ» в Дальнем зарубежье составляет около 86 тыс. экземпляров.
Подобное положение дел и у «МК». Как рассказал «Новостям СМИ» Сергей Шеретьев, менеджер международных проектов «МК-Регион», международные проекты распространяются в Германии, Греции, Испании, Канаде, Австралии и Арабских Эмиратах. «В Австралии тираж пока невелик — около пяти тыс., т.к. издание там появилось совсем недавно. В Греции тираж составляет 12 тысяч. В основном, газеты цветные. Номер в среднем стоит от $1 до 1,5 евро. В Канаде цена издания составляет 25 центов, но до этого оно распространялось бесплатно. Газета печатается на местах. Есть и местные новости», — объясняет Сергей Шеретьев.

У «КП» на сегодняшний день 12 пунктов печати за рубежом, в том числе в девяти странах Дальнего зарубежья: в Греции, Германии (два дайджеста: «КП в Германии и «КП в Ввропе»), Египте, Испании, Израиле, Канаде, США, Турции.

Как объяснила Татьяна Митюсова, директор проекта «КП за рубежом»: «Для зарубежной аудитории мы разработали новый печатный продукт — «КП-дайджест» — еженедельное издание из наиболее интересных материалов «КП» с учетом особенностей каждой страны (США, Германии, Израиля и т.д.). Основная идея дайджеста — имиджевая: издание создано для того, чтобы все желающие могли получать новости из России. Среди наших читателей: бывшие соотечественники, уехавшие на постоянное место жительства за рубеж; люди, находящиеся в деловых поездках; граждане, проводящие за границей свой отпуск. Все дайджесты печатают на местах. «КП» за рубежом выходит тем же форматом, что и в России
- A3, объемом — 32-56 полос в зависимости от
региона. Издания, помимо российских, содержат
также местные информационные и рекламные
материалы, которые в среднем занимают от восьми до шестнадцати полос. Обложка и разворот
- цветные. Хотя есть и исключение. В Турции, например, газета полноцветная и глянцевая».

Русскоязычные издания обычно распространяются в
русских магазинах, отелях, книжных магазинах и
киосках, в туристических лавках, на железнодорожных вокзалах и аэропортах.

КАК СОБИРАЮТ РЕКЛАМУ

Каким же образом происходит работа над зарубежными выпусками российских газет?

«В редакции в Москве мы осуществляем практически всю предпечатную подготовку: отбираем материалы для дайджеста с учетом, как я уже сказала, каждой конкретной страны, верстаем, и по каналу спутниковой связи передаем уже готовый продукт в регионы. Наши партнеры в этих странах добавляют свою информацию, включая рекламную, печатают и распространяют «КП — дайджест», — сообщила Татьяна Митюсова.

По ее словам, над проектом в «КП» работает два человека по поиску административной работы, шеф-редактор и две верстальщицы, но помимо этого они занимаются и другой работой вне дайджеста.

В «МК» местными новостями занимаются те, кто выпускает газету за рубежом. «В зарубежных редакциях работает от двух до 120 человек: все зависит от того, где они работают, потому что есть холдинги, в которые входит газета, а есть отдельные издания, как, например, в Греции», -рассказывает Сергей Шеретьев. «За рубежом у нас нет редакции, — говорит и Андрей Вавилов из «АиФ». — Все люди, которые работают над новостями — это люди наших партнеров, которые выпускают газету».

Что касается размещения рекламы в зарубежных изданиях, она собирается как в России, так и за рубежом. Причем местной рекламы гораздо больше. «Проект развивается, тиражи растут, и сейчас издательский дом «КП» начинает двигаться в сторону привлечения российских рекламодателей в свои дайджесты, — говорит Татьяна Митюсова. — В продвижении на зарубежный рынок заинтересованы, например, крупные компании, работающие в сфере оказания юридических услуг, отправки денежных переводов, те, кто занимается экспортом своей продукции за границу, а также авиакомпании. В среднем реклама занимает 15-20% от всей газеты». По словам Татьяны Митюсовой, зарубежные партнеры занимаются поиском местной рекламы, за счет которой в том числе окупают свои расходы: «За рубежом реклама в русскоязычных изданиях, конечно, гораздо дешевле, чем в России: две тыс. евро за полосу в Германии — это уже очень высокая цена. Цены на рекламу зависят от региона, в котором распространяется издание, от уровня жизни населения, тиража издания. Это — объективная реальность. Если брать, к примеру, Канаду, то по территории она больше, чем США, но русскоязычная диаспора базируется в основном в Торонто и Монреале (и то там читательская активность намного меньше торонтийской). Тираж «КП» в Канаде» составляет 11 тыс. экземпляров, а рекламная полоса может стоить около $300. В США читательская аудитория гораздо активнее, реальный тираж «КП» — 25 тыс., и стоимость рекламы, соответственно, выше, но о европейских расценках им остается пока только мечтать».

Стоимость рекламы в «МК» в греческом выпуске составляет 8760 руб. (за полосу), в Испании — 43360, в США — 63948, а в Германии — 212400. «Цены зависят от тиража, от того, в какой стране печатается издание. У каждого из зарубежных выпусков «МК» своя реклама, поскольку она собирается местными службами. В основном, это реклама продуктов питания, авиаперевозок, финансовых служб, и в каждом издании превалирует что-то свое. Есть и реклама федерального значения с расчетом на местную аудиторию», — говорит Сергей Шеретьев. Похожая картина и в «АиФ». «В международном выпуске «АиФ» есть не только местная (зарубежная), но и российская реклама, которой бывает не так много, но иногда российские компании дают рекламу и на Дальнее зарубежье. В основном, это товары книжной тематики, грузоперевозки», — говорит Андрей Вавилов.

ФРАНШИЗА

Однако основной доход российские издатели получают не от рекламы, а от продажи авторских прав, то есть, франшизы. Российские газеты практически во всех странах работают по такой схеме. «Стоимость франшизы зависит от территории и от того, какие права на издания приобретают партнеры. Если, например, берут эксклюзив на всю территорию — одна цена, если не эксклюзив, то другая. Франшиза зависит и от развития газеты: в самом начале можем заявить незначительную сумму, т.к. прежде всего, заинтересованы в том, чтобы газета попала в новый регион, но по мере увеличения тиража и популярности цена растет», — рассказала о стратегии ИД «КП» в отношении партнеров Татьяна Митюсова.

Она добавила, что ИД также контролируют зарубежные издания «КП»: «Мы доверяем нашим партнерам, ежемесячно они предоставляют отчетность, сообщают, какой реальный объем они могут потянуть на сегодняшний день. Но при этом ведем и свои маркетинговые исследования рынка, общаемся непосредственно с типографиями, контролируем выпуск газеты и ее фактический тираж в том или ином регионе. Надо отметить, что на основе своих наработок мы также помогаем партнерам в продвижении нашего совместного продукта.

ИД «Комсомольская правда» не вкладывает дополнительные средства в проект. Затраты на печать и распространение берут на себя партнеры».

Однако проблемой выпуска изданий в Дальнем зарубежье являются не партнеры, а некоторые проблемы технического плана. «Например, в Европе довольно высокое качество печати русскоязычных газет, — говорит Татьяна Митюсова. — А если взять в руки, например, «американские» «Аргументы и факты», газету, которая давно издается за рубежом, в том числе и в США, то качество печати сильно отличается в худшую сторону В Америке аудитория не столь требовательна, как в Европе, и не готова платить слишком большие деньги за издание. Соответственно, издатели уменьшают цену газеты за счет качества полиграфии. На наш взгляд, мы избрали оптимальный вариант с цветными обложкой и разворотом по соотношению цена-качество», — отмечает Татьяна Митюсова.

Любопытно, что конкуренции между двумя сегментами русскоязычных газет — российскими и эмигрантскими — практически нет. Это связано с тем, что местным издателям гораздо сложнее найти квалифицированных специалистов. «Проблема с изданием русскоязычной газеты за рубежом
- недостаток хороших авторов на рынке, которые
смогут обеспечить издания качественным контентом. Если смотреть на все русскоязычные газеты, которые делают эмигранты, то они в подавляющем большинстве ужасающего качества, и в основном перепечатывают материалы из Интернета или откровенно воруют материал из российской прессы», — говорит Андрей Вавилов, заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты» по
распространению.

По его словам, эмигрантским изданиям нужен высокий уровень журналистики, которая была бы ориентирована, в первую очередь, на русскоязычного читателя за рубежом, необходимо нормальное распространение, работа с рекламодателем. «Конкуренция, конечно, есть, как и везде на рынке. Но мы ни с кем не конкурируем напрямую, так как у нас есть свой читатель, который мало пересекается с русскоязычными газетами, которые делают эмигранты. Мы считаем, что качество нашего материала и нашего продукта трудно сравнить с местными эмигрантскими газетами» — добавляет он.

Конечно, издание российских газет за рубежом — это бизнес, который направлен и на расширение
территории распространения, и на увеличение
общего тиража, и на получение дополнительных
средств от продажи авторских прав. Но для изданий — это еще и часть имиджа, доказательство того, что они являются самыми крупными игроками на рынке.

ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РОССИЙСКИХ СМИ ЗА ГРАНИЦЕЙ (ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ)

«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»:

Германия, Греция, Испания, Канада, Австралия, Арабские Эмираты.

«АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ»:

Австрия,Австралия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Израиль, Испания, Италия, Ирландия, Канада, Кипр, Люксембург, Лихтенштейн, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Таиланд, Турция, Тунис, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Египет.

«Комсомольская Правда»:

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Египет, Италия, Испания, Израиль, Канада, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария.

Источник: данные компаний

Пункты печати газеты «КП-дайджест»
без учета стран бывшего СССР (город/регион)

Аугсбург (Германия+Европа) 25480 экз.

Каир (Египет) 9180 экз.

Афины (Греция, Кипр) 7140 экз.

Монреаль(Канада) 11220 экз.

Мадрид (Испания+Португалия) 20400 экз.

Тель-Авив(Израиль) 10200 экз.

Нью-Йорк 25500 экз.

Стамбул(Турция) 20400 экз.

Источник: данные ИД «КП» за июль 2006 года

Источник: журнал «Новости СМИ», №15-16/2006