За время пандемии коронавируса более семи тысяч российских СМИ лишились лицензии. Это примерно 12% от общего числа всех действующих медиа в России, сообщает исследование «МБХ медиа». 

Еще в самом начале пандемии замглавы Минкомсвязи Алексей Волин прогнозировал , что коронакризис убьет около 10-15% российских СМИ. Этот прогноз оправдался. Но такое состояние отрасли обусловлено не только ситуацией с коронавирусом: с реди СМИ, зарегистрированных в последние пять лет, не выжило каждое пятое издание (19,8%), говорится в исследовании. 

При этом снижается и число регистрируемых СМИ. В прошлом году было зарегистрировано 3150 СМИ — это в 2,4 раза больше, чем в 2012 году. А за первые шесть месяцев 2021 года регистрацию получили только 1158 СМИ. 

В разговоре с «МБХ медиа» аналитик Василий Гатов отметил, что российский медиарынок фактически перестал существовать. Это произошло из-за финансового кризиса 2008-2009 года и двойной девальвации после присоединения Крыма и других событий 2014 года. К 2015 году объем рынка сжался примерно вдвое, а выйти на окупаемость стало практически невозможно, при том, что затраты на запуск новых изданий резко возросли. 

В итоге, объясняет профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Михаил Кожокин, «н ачало сказываться и политическое давление на медиа, и концентрация медиабизнеса по холдингам. Вне холдингов выживать и развиваться стало очень трудно, по сути невозможно». 

Это породило две закономерные тенденции. Во-первых, рост числа СМИ, либо прямо учрежденных государственными или муниципальными властями, либо контролируемых ими. в 2001-2011 годах новые СМИ, учрежденные административными структурами, составляли не более 9% от всех медиа, то в 2019 году Из 3700 изданий, получивших регистрацию в 2019 году, почти каждое третье зарегистрировали государственные учреждения. В 2020 и 2021 году цифры чуть упали, но таких СМИ все равно более четверти. Сейчас примерно каждое шестое СМИ из ныне действующих учреждено властями. 

Во-вторых, практически все опрошенные «МБХ медиа» региональные журналисты (а их больше десятка) в один голос говорят о том, что частные медиа в России не в состоянии выжить без господдержки или денег крупного бизнеса (и то если этот бизнес не перейдет государству дорогу). 

«Быть независимым от власти СМИ сложно, а в регионах — тем более. О больших заработках речи быть не может, и здесь всего два варианта: либо каждый день пытаться выживать и жить довольно скромно (в лучшем случае), либо закрыться, что и произошло с большинством амбициозных региональных проектов», — говорит бывший главред белгородского сайта Go31.ru Мария Литвинова. Ее поддерживает главный редактор томского ТВ2 Виктор Мучник: « В разговорах с коллегами из регионов мы видим, что формы давления разнообразны, и это давление и уничтожает медиа, и заставляет людей уходить из профессии». 

«МБХ медиа» делает вывод, что безлицензионных СМИ будет становиться все больше, но давление на иностранные или негосударственные медиа продолжится вне зависимости от того, есть у них лицензия СМИ или нет.

polit.ru