Один из крупнейших российских дистрибуторов газет и журналов «Медиа-Селект» получил заявление о банкротстве от издательской группы «Кардос». К компании подано более 90 исков, и объем претензий от издателей, включая «Семь дней», «Бурду» и «Аргументы и факты», может превысить 100 млн руб.

Владелец «Медиа-Селекта» признает неизбежность банкротства, но «нацелен на выход из кризиса». Издателям стоит попробовать договориться с должником, считают юристы: в ходе банкротства, по статистике, они получат не более 5% от размера требований. 

“Ъ” обнаружил в картотеке арбитражных дел, что ООО «Издательская группа «Кардос»», которое занимается поставками прессы, подало заявление о признании банкротом другого российского дистрибутора — ООО «Медиа-Селект». Иск зарегистрирован 7 июня, дата его рассмотрения пока не назначена. Согласно данным Федресурса, 26 мая единственный участник общества принял решение о ликвидации ООО «Медиа-Селект» «в добровольном порядке». С ноября 2019 года компанией владеет ее гендиректор Кирилл Мещеров. 

Проблемы с платежами партнерам у «Медиа-Селекта» начались в 2020 году (см. “Ъ” от 2 февраля). Согласно арбитражу, за 2020 год ООО стало ответчиком по 32 искам, в 2021 году к нему подано еще 65. Крупнейшие претензии предъявляют издательство «Семь дней» (на 10,3 млн руб.), «Бурда» (5,6 млн руб.), ИД «Лев» (4,8 млн руб.). Претензии «Кардоса» составляют 1,1 млн руб. Все эти иски удовлетворены судом. Иск от ИД «Аргументы и факты» на 1,7 млн руб. сейчас на рассмотрении, рассказал “Ъ” гендиректор ИД Руслан Новиков. 

В ходе переговоров с «Медиа-Селектом» «Кардосу» удалось добиться только возврата части непроданного товара, возврата долга деньгами не произошло, рассказал “Ъ” гендиректор компании Олег Бережной. «Поэтому мы решили пойти на крайние меры, подав заявление о банкротстве»,— уточнил он. 

«Исходя из количества исков, думаю, процедура банкротства — неизбежная перспектива»,— признал Кирилл Мещеров. Он рассчитывает, что процедура будет отложена, намерен договариваться с участниками рынка и «нацелен на выход из кризиса». По его словам, «Медиа-Селект» погасил долги по налогам и на 70% закрыл задолженность перед коллективом, также «систематизированы основные договорные отношения с клиентами». 

Долю «Медиа-Селекта» на московском рынке поставок прессы издатели оценивали в 10–20%, дистрибутор арендовал у «Мосгорпечати» около 250 киосков в Москве и Московской области и поставлял прессу в 190 магазинов города, в том числе в сети «Перекресток» и «О’кей». Выручка ООО «Медиа-Селект», согласно Kartoteka.ru, в 2019 году составляла 832 млн руб., чистая прибыль — 16,1 млн руб. 

Долг «Медиа-Селекта» перед издателями составляет не менее 100 млн руб., считает вице-президент Союза предприятий печатной индустрии Александр Оськин. Долг будет «значительно больше», поскольку пока не все издатели выдвинули судебные требования к компании, отмечает директор по распространению ИД «Семь дней» Андрей Кутищев. 

Если компания окажется неспособна полностью удовлетворить требования кредиторов, то ее ликвидация возможна исключительно через процедуру банкротства, говорит старший юрист BGP Litigation Дмитрий Воронин. Издателям стоит попробовать договориться с должником, потому что в ходе банкротства, по статистике, кредиторы получат в среднем не более 5% от размера своих требований, говорит адвокат коллегии адвокатов А1 Олег Хмелевский. С учетом продолжительности банкротных процедур срок возврата средств в среднем составляет три-четыре года, отмечает старший юрист направления банкротства Crowe CRS Legal Антон Фомин. 

Заявление о банкротстве «Медиа-Селекта» можно считать следствием тенденции по консолидации рынка дистрибуции прессы, считает Александр Оськин. Недавно началось банкротство другого крупного дистрибутора «АРПИ Сибирь», который занимал около 10% рынка, отмечает он. Маржинальность бизнеса дистрибуторов, по его оценке, снижается, поскольку из-за изменения спроса падают продажи прессы в киосках, на фоне пандемии за прошлый год закрылось больше 2 тыс. изданий.

kommersant.ru