Ассоциация «Балтийская пресса», объединяющая издателей и распространителей Северо-Запада, обратилась к губернатору Санкт-Петербурга с просьбой обратить внимание на киоски, маскирующиеся под точки по продаже печатных СМИ. Продажа прессы подпадает под перечень льготных видов деятельности, и город наводнили ларьки, где газеты и журналы стоят на прилавках только для вида. 

На площади Восстания всегда многолюдно. В нескольких метрах от входа в вестибюль метро недавно возвели два киоска. На них красуется надпись «Пресса». В одном продают комиксы, в другом на витрине выставлено несколько журналов. Привычного разнообразия печатных СМИ нет и в помине, зато в ассортименте имеется кофе. 

Похожая концепция реализуется в киоске на углу 1-й Советской и Суворовского проспекта. Здесь есть в ассортименте несколько газет, правда, вышли они две недели назад. 

— Не раскупили, — ответила девушка-продавец на вопрос корреспондента «РГ». 

Кофейный киоск с прессой был обнаружен и у станции метро «Московская». Отсюда отходит автобус в аэропорт, трафик колоссальный, и киоски с газетами здесь работали издавна. Сейчас здесь тоже кофе. И несколько журналов. 

— А что, удобно, ждет человек автобус в аэропорт, взял и купил себе журнал в дорогу, — говорит продавец. 

С этой логикой сложно не согласиться, да только выбор прессы скромный, места на полках занимают в основном не печатные СМИ, а бутылки с сиропами. Псевдогазетные киоски — это не только кофейни. Так, на Елецкой, 15, в киоске с надписью «Пресса» продают шаверму, на Стачек, 205, — сухофрукты, на бульваре Новаторов у дома N 77 — аксессуары для мобильных телефонов. 

По оценкам ассоциации «Балтийская пресса», в Петербурге 1183 места, предусмотренных для продажи печатной прессы, 300 точек используются не по назначению. Дело в том, что в Петербурге по городскому законодательству в 50-метровой зоне от станций метрополитена запрещено вести торговлю. Исключение сделано для трех видов деятельности: продажи билетов, цветов и печатной прессы. 

Соответственно, когда кофейня или пирожковая вешает на себя вывеску «Пресса» и не меняет своей деятельности, фактически она нарушает городское законодательство. 

В принципе, непрофильной продукцией в киосках, работающих по льготе, торговать можно, но ее доля не должна превышать 30 процентов. У киосков-оборотней эта доля выше. В комитете по контролю за имуществом Петербурга «РГ» сообщили, что о таких ларьках знают. 

— Мы проверяем все земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, в том числе переданные под размещение НТО с печатной продукцией. Обследования проводятся по заявлениям граждан. В случае наличия действующего договора аренды на использование земельного участка под печать комитетом проверяется соблюдение условий договора, в том числе проверяется факт процентного соотношения печатной продукции и сопутствующих товаров, — сообщили «РГ» в комитете по контролю за имуществом (ККИ) Петербурга. 

Правда, фиксировать и анализировать качество печатного ассортимента у комитета по контролю за имуществом Петербурга нет полномочий. Таким образом, киоск может выставлять на прилавке газеты годовой давности, а на все вопросы отвечать, что у владельца бизнеса авторская концепция по продаже прессы в стиле ретро. И никакого нарушения здесь не будет. 

Если же доля прессы (неважно — старой или свежей) оказывается меньше 70 процентов, то материалы о нарушителях направляются чиновникам. Санкции для компаний, нарушивших условия льготного договора, могут быть самыми серьезными, в частности, их могут оштрафовать и даже лишить права аренды. На вопросы «РГ» в комитете имущественных отношений оперативно ответить не смогли. 

В комитете по контролю за городским имуществом отмечают, что это ведомство может инициировать меры по освобождению земельного участка только в случае отсутствия договора аренды. 

Отдельной статистики по псевдогазетным киоскам в ведомстве не ведут и случаев, когда выявлялись конкретно нелегальные точки по продаже прессы, также припомнить не смогли. Но нелегалов в чистом виде в этом бизнесе и нет. Владельцы с гордостью вывешивают на своих точках реквизиты и строчку из ОКВЭД, что фирма занимается продажей прессы. Они легально получили места под киоски, ведь войти в этот бизнес может любая компания. 

Примечательно, что эта схема касается только прессы. Псевдоцветочных киосков или ларьков, маскирующихся под билетные кассы, в Петербурге найти не удалось. Все-таки покупка живых цветов даже в небольшом количестве или вход в билетный бизнес требует серьезных вложений. В случае с прессой затраты на газетные «обереги» минимальные. 

Страдают от всей этой ситуации прежде всего покупатели прессы, которым вместо газет и журналов предлагают кофе и шаверму.

rg.ru