Когда в стране был объявлен режим самоизоляции из-за коронавируса, некоторые эксперты предполагали, что в этот период россияне активно начнут читать — как минимум, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся в результате запрета многих других сфер развлечений. Но вскоре выяснилось, что книги не попали в список товаров первой необходимости — как, например, алкоголь.

Разумеется, в первую очередь в период самоизоляции под ударом оказались именно книжные магазины, не работающие в привычном формате уже более двух месяцев. И даже несмотря на то, что они оперативно перешли на формат онлайн-продаж, это не стало спасением для них. Конкуренцию с привычными крупными сервисами им выдерживать крайне сложно.

«Продажи по приблизительной оценке упали на 80%. Всё-таки магазин наш изначально оффлайн-формата и конкурировать с гигантами на давно поделенном онлайн-рынке практически невозможно, — делится Любовь Беляцкая, основатель книжного магазина «Все свободны». — Наша аудитория продолжает читать и покупать книги, но все же наши гости привыкли сперва посмотреть то, что покупают. И общая нестабильная экономическая ситуация также сказывается на спросе, который продолжает падать».

Согласен с ней и Михаил Иванов, совладелец магазина «Подписные издания». По его словам, лояльные покупатели магазина действительно переместились из оффлайна в онлайн, но при этом магазин все равно еле-еле вышел на 40% от прежнего оборота. «Что касается мнения, будто люди в карантин стали больше читать, – оно ошибочно, — добавляет он. — У всех крупных специализированных книжных продажи упали и в интернет-каналах тоже».

Ситуация осложняется и тем, что не все книжные были заранее готовы к изменению принципов своей работы. «Онлайн-площадку мы открыли буквально за неделю до объявления карантина, чуть ли не в тестовом режиме – и в срочном порядке доделывали до приемлемого состояния, — поделилась Анастасия Сопикова, генеральный директор магазина «Во весь голос». — Сейчас она работает хорошо, у нас есть заказы – но, разумеется, объемы продаж несравнимы с прежними в торговом зале». По ее словам, книжный магазин – прежде всего источник информации, люди приходят, чтобы узнать новости, что где вышло, что сейчас читают, о чем говорят. Они хотят, чтобы им помогли сделать выбор – а в режиме интернет-магазина такой обмен информацией невозможен. По оценкам Анастасии Сопиковой, продажи в магазине сейчас составляют 10–20% от привычных цифр.

Стоит отметить, что в результате ситуации пострадали не только небольшие книжные магазины, но и крупные сети. «Мы сотрудничаем со службами доставки, которые соблюдают необходимые меры безопасности: курьеры приезжают в масках и перчатках, держатся на безопасном расстоянии, а оплату мы рекомендуем производить на сайте, чтобы минимизировать контакты, — говорит Дмитрий Репин, генеральный директор книжной сети «Буквоед». — Мы сделали курьерскую доставку бесплатной, но всплеска продаж не наблюдаем – у наших покупателей нет привычки заказывать книги онлайн, все ждут открытия магазинов у себя в городе».

dp.ru