Иностранные СМИ и международные компании, которые занимаются предвыборной агитацией на российских выборах, предлагают штрафовать на крупные суммы. О готовящемся к внесению в Госдуму законопроекте рассказал инициатор документа, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев на брифинге 10 декабря. При этом депутаты уже продумали механизм, как наказать организации, у которых нет представительств в России.

Штрафы должны перестать быть смехотворными

Иностранные компании и международные организации не имеют права участвовать в предвыборной агитации на выборах, которые проводятся в России. Тем не менее это случается. Например, немецкая медиакомпания Deutsche Welle нарушила российское законодательство о выборах и митингах, разместив у себя публикацию «Москва, выходи!», которая содержала призыв прийти на июльские несанкционированные акции перед выборами в Мосгордуму, рассказал глава Комиссии Госдумы по расследованию иностранного вмешательства во внутренние дела России Василий Пискарев.

Комиссия направляла запросы и в США. Это было сделано после того, как Роскомнадзор выявил распространение политической рекламы Facebook, Google и YouTube во время выборов 2019 года.

Сейчас максимум, чем может поплатиться иностранная компания за незаконную агитацию, — это 30-тысячный штраф (статья 5.11 КоАП). Адальби Шхагошев напомнил, что такие наказания установили в 2001 году. По его мнению, они «смешные» и точно не могут напугать таких информационных гигантов, как, например, Google с выручкой 136 миллиардов долларов в год, Facebook с 56-миллиардной выручкой или New York Times, ежегодно зарабатывающей 2,5 миллиарда.

При этом незаконная агитация граничит с вмешательством во внутренние дела страны, подчеркнул он, и санкции должны быть серьёзными. Например, во Франции за аналогичные нарушения компанию-нарушительницу могут наказать штрафом в 375 тысяч евро. Во фракции «Единая Россия» считают, что в этом плане нужно взять пример с зарубежных коллег.

Поэтому предлагается установить такие штрафы: от 100-150 тысяч рублей для граждан, 2,2-3,5 миллиона для должностных лиц, а для юридических лиц — до четырёх процентов оборота денежных средств за предыдущий календарный год, но не меньше 2,5 миллиона рублей. Причём под юрлицами будут понимать не только зарегистрированные иностранные СМИ, но и любую иностранную структуру, которая распространяют аудио, видео и печатные материалы для неограниченного круга лиц. Это формулировка позволит привлекать к ответственности за нарушения избирательного законодательства, например, соцсети и интернет-поисковики.

Парламентская газета