Монополия государства на СМИ, составлявшая неотъемлемую часть советской системы, за прошедшие после распада годы была лишь поколеблена, но не ликвидирована абсолютно. Пензенский регион — яркий тому пример.

Несмотря на то, что сегодняшний руководитель области в большинстве своем практически полностью демократичен по отношению к средствам массовой информации, государство по-прежнему сохраняет контроль над основными изданиями и каналами.

При этом, семимильными шагами увеличивая свое присутствие в некогда частных издательствах и каналах. Идея-то понятна: нужен контроль каналов массовой коммуникации и транслированных через них сообщений.

Приобретение «Экспресса» государством, в принципе, ни для кого удивления не вызвало. Долгие годы холдинг уже считался прогосударственным, несмотря на частную структуру владения. И лишь изредка главный редактор Семен Вахштайн на радио «Эхо Пензы» нет-нет, да пытался внести нотку демократии.

Однако несколько месяцев назад новый руководитель холдинга Виктор Рубцов (любопытно, зачем Виктору Николаевичу  –  Пенза?  К этой теме мы еще вернемся – прим. ред.) заявил о том, что «Экспресс» трансформируется в ГБУ.

Что повлекло за собой естественные изменения. В недавнем интервью ИА «Пенза-Пресс», входящим сегодня в холдинг «Экспресс», Виктор Николаевич признался, что намерен модернизировать оснащение холдинга.  Это и покупка автомобилей, и оборудования, и командировки в другие регионы. Конечно, казна-то государственная – можно и разойтись! Похоже, чиновничий опыт все же дает о себе знать.

Для объективности скажем, конечно, что Виктор Рубцов упомянул и о монетизации и даже! Внимание! Отказа от бюджетного финансирования! Ага, расскажите нам еще о самоокупаемости СМИ.

Знаете, что самое интересное? Что такие громкие заявления руководитель холдинга делает на фоне слухов о возможной продаже 11 канала.  Да-да, говорят, что соответствующее предложение якобы уже сделано региональному Правительству. Которое пока не приняло окончательного решения.

Переход на цифровое вещание не сделал ничего хорошего для пензенского ТВ. Выживать на рекламу стало сложнее и сложнее. При том все мы понимаем, что в большинстве своем крупные рекламодатели в Пензенские СМИ приходят исключительно после звонка из «желтого дома». Затраты на электронные СМИ — колоссальны, много ли зрителей прибавит региональная вкладка на федеральном канале? И потому оптимизм Виктора Рубцова  мы не разделяем.

В общем, при положительном прогнозе в Пензенском регионе совсем скоро может появиться третий государственный канал.  И этого на фоне того, что в регионе уже работают немало прогосударственных электронных СМИ в интернете.

Журналисты гадают: зачем Пензенскому правительству столько государственных средств массовой информации? Зачем нужно было организовывать очередное ГБУ по примеру «Пензенской правды»? Не лучше ли было создать имитацию демократической прессы на том, что было и есть с приближенными к власти группами-владельцами СМИ, не имеющих прямого госфинансирования.

Василий Пензин

Пенза-онлайн