Генеральный директор «Почты России» Николай Подгузов, безусловно, — главный герой этой недели. Его идея превратить почтовые отделения по всей стране в гибрид алкомаркета, продовольственного магазина, обменника, кредитного офиса и аптеки взбудоражила общество.

А еще больше взбудоражила запрашиваемая на преобразования сумма — 85 миллиардов рублей из госказны. И хотя федеральные телеканалы с единодушным восторгом отозвались о планах Подгузова («Это вдохнет жизнь в «Почту России»), россияне ими не прониклись. Напротив, появилась новая тема для общественного недовольства.

Торгуют пивом, а хочется водки?

Для начала откроем небольшую тайну: алкомаркеты в почтовых отделениях уже вовсю действуют. Правда, только в сельской местности, и торгуют в них исключительно пивом (для продажи крепких напитков нужна лицензия, а ее у Подгузова пока нет).

Алкомаркеты открылись с января этого года в 3200 отделениях. Причем в центральном офисе «Почты России» тогда объяснили пивной бизнес… заботой о здоровье населения. Дескать, много людей травится некачественным алкоголем, вот мы их и спасаем.

Концепция под названием «Центры притяжения» предусматривает расширение алкогольной линейки (в Минфине уже заявили, что сложностей с получением соответствующих лицензий у «Почты России» не возникнет), а также открытие продовольственных отделов (к водке ведь обязательно понадобятся соленые огурчики, а к пиву — чипсы). Еще здесь появятся аптеки (препараты от похмелья в них наверняка выложат на видное место) и кредитные офисы (очевидно, чтобы было где занять на выпивку до получки).

Возможно, мы утрируем, но в народе план Подгузова воспринимается именно так. Подобные магазины, только круглосуточные, есть на каждом углу, и в них не зарастает народная тропа. Алкоголем здесь торгуют и днем, и ночью, отстегивая проверяющим мзду за прикрытие. Но, во-первых, зачем гробить Почту, превращать ее в «гибрид»? Во-вторых, почему это надо делать за счет налогоплательщиков? И в-третьих, может ли планируемая реформа дать хоть какой-то экономический эффект?

Есть ли другие варианты?

В качестве обоснования необходимых изменений ведомство Подгузова указывает, что к 2023 году электронные письма вытеснят бумажные. Корреспонденции будет в 1,5 раза меньше. А дальше делается парадоксальный вывод: значит, у почтальонов не станет работы.

Почему не станет? Ведь количество посылок при бурно развивающейся интернет-торговле увеличивается геометрически, и «Почта России» в силу проникновения во все регионы страны имеет на этом рынке огромные конкурентные преимущества. И все шансы стать абсолютным монополистом в отправке и доставке посылок. Нужно только умело организовать работу, чтобы посылки не ходили месяцами по разным сортировочным цехам и не терялись, — сейчас это происходит постоянно.

Это — очевидное направление для развития почты, а еще можно развивать самостоятельную дистанционную торговлю — например, книгами, одеждой по каталогам, бытовой техникой и т. д. Создать нормально работающий интернет-магазин «Почты России» несложно. Существующий же сейчас сайт «Почта.Маркет» представляет собой позорное зрелище. «Товаров не найдено» — выдается на нем почти по любому запросу.

Конечно, можно делать бизнес и на розничной торговле алкоголем и чипсами, но окупятся ли вложения? 85 миллиардов — огромные деньги. Но это — разовые расходы. А ведь есть еще зарплаты продавцов, есть холодильные установки, которые придется покупать для хранения продуктов питания, есть плата за электроэнергию. То же самое касается и аптек. Или почтальонов планируется бесплатно нагружать обязанностями продавцов и фармацевтов?

Есть, правда, один вариант, при котором «Почта России» окажется в плюсе. Это если расширенные за счет средств из госбюджета площади почтовых отделений сразу же сдать в аренду — «Магниту», например, X5 Retail Group или какой-нибудь Fix Price. За счет поступлений от аренды ведомство Подгузова сможет приподняться на деньгах. Другой вопрос — нужно ли этим торговым сетям делать такой вот бизнес в малочисленных населенных пунктах. Ведь если бы это было выгодно — они бы уже там присутствовали сами, без «Почты России».

А самое главное — при чем тут государство? Если условный Fix Price хочет торговать в почтовых отделениях, пусть и вкладывается в их ремонт, в расширение площадей.

Крик души почтового работника

В сообщениях государственных СМИ говорится о том, что «Почта России» при Николае Подгузове стала прибыльным предприятием. Это правда — по итогам 2018 года чистая прибыль ФГУП составила 2,7 миллиарда рублей. Тут будет нелишне заметить, что за последние годы только с одним контрагентом — Федеральным казенным учреждением «Налог-Сервис», находящимся в ведении ФНС России, Почта заключила 17 госконтрактов на 24 миллиарда (миллиарда — здесь нет опечатки!) рублей. Но вряд ли перекладывание денег из одного государственного кармана в другой можно называть бизнесом, скорее это — его имитация. Вот и в годовом отчете ФГУП «Почта России» говорится, что добиться увеличения чистой прибыли удалось не столько за счет роста доходов, сколько в первую очередь за счет сокращения издержек.

Издержки — это люди, сотрудники «Почты России». О том, как им живется, они рассказывают в «Инстаграме» Николая Подгузова. Гендиректор ФГУП на своей страничке в последние месяцы рассказывал о том, как он встречается с губернаторами различных российских регионов и о том, с каким размахом прошел концерт в честь Дня почтового работника.

«От всей души поздравляю вас с праздником! Надеюсь, вам так же, как и мне, захочется танцевать под эту песню про нашу Почту», — написал Подгузов.

А в ответ получил целый шквал ответных «поздравлений». Насладитесь перепиской почтовых работников.

«Спасибо за печенье в честь праздника, Николай Радиевич!»

«Вам печенье, а нам — вообще ничего! Позор. Мне лично стыдно, что у меня сестра в магазине получает 30 тысяч, выполняя одну функцию. А я — тридцать одну, и за 19 тысяч! Она в области живет, а я — в Петербурге».

«А у меня зарплата 10 тысяч чистыми, поэтому печенье нам подарили».

«Пашем как лошади — за двоих и троих, не можем даже доплат себе поставить за отсутствующих работников. Из трех операторов работает только один, вот и приходится начальникам и замам почтовых отделений за всех работать — за себя и за тех двоих».

«Вместо концерта лучше бы велосипеды новые почтальонам купили».

«Зачем сокращают сотрудников на Почте России? И так все увольняются из-за зарплат. Сплошные требования: это продавайте, это страхуйте. Из своего кармана делаем страховки, всё покупаем. И сокращают штат».

«Оборудуйте отделения детекторами для проверки подлинности купюр, а то как квартиры за миллиарды покупать, — так вот мы (в СМИ сообщалось, что Подгузов якобы приобрел в Москве квартиру стоимостью 1 миллиард рублей. — Ред.), а как 5 тысяч поддельные отделение примет (которые никак не выявить, даже ваши выездные комиссии так говорят), то всем отделением «бедной» «Почте России» скидываемся!»

«Провели бы хоть день в наших отделениях, где не то что кондиционера нет, даже окна не открываются, зимой — холод, больные по участкам ходим. Вместо пола — цемент, потолок — в плесени, вот-вот обвалится, и это — в Санкт-Петербурге. В субботу рабочий день — до 12.30, так назначили пенсионный день, а деньги привезли только в 14.00, сами понимаете, во сколько мы ушли домой, и — молчок, как нам за это оплатят».

«А мы на отделении уже больше месяца без воды. Лето, жара, ни руки помыть, ни в туалет сходить. И никому дела нет».

«Зарплата 10 тысяч, еще заставляют отправлять EMS-посылки за свой счет, да еще выкладываешь 5 рублей за платежи на МПКТ (мобильные почтово-кассовые терминалы — Ред.), зачем их вообще придумали? И зачем тогда работать? Чтоб все в почту вкладывать?».

«Совсем обнаглели. Заставляют почтальонов торговать. Еще план дают — 400 рублей в день. А зарплата копеечная».

«У нашего государства денег только на показуху хватает, а по факту — последнее отбирают».

Ни на один из этих криков души гендиректор «Почты России» в своем «Инстаграме» не отреагировал.

«Бизнесмены» с чиновничьим опытом

Какая зарплата у Николая Подгузова — неизвестно. Руководители ФГУПов и ФГУПиков, выгрызающих существенные деньги из госбюджета, по закону не обязаны раскрывать свои доходы. А «Почта России» уже через месяц станет акционерным обществом, и тогда — вообще, пиши — пропало.

Известно только, что Подгузов, как и его многочисленные заместители, к почтовому ведомству прежде никакого отношения не имели. Все они были или чиновниками, или работали на олигархов, или служили в банках. И это, конечно, грустная примета нашего времени. Потому что идея открытия алкомаркетов у профессионалов-почтовиков, да и вообще — у профессионалов, вряд ли бы возникла.

Сам Николай Подгузов пришел в «Почту России» с поста заместителя министра экономического развития. Незадолго до этого случилось несчастье — шеф Подгузова — Алексей Улюкаев (они проработали вместе четыре года) оказался за решеткой. Ранее Николай Радиевич трудился в банке «Траст» и в «ВТБ Капитале».

Первый заместитель гендиректора «Почты России» Юлия Лещевская также работала в Минэкономразвития. Она возглавляла департамент финансово-банковской деятельности.

Заместитель гендиректора Иван Аксенов занимал до назначения пост замруководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Заместитель гендиректора Михаил Волков до назначения был старшим вице-президентом ВТБ.

Заместитель Подгузова по международному сотрудничеству Денис Ильин трудился у олигарха Олега Дерипаски в компании «Базовый элемент». Дерипаска — под санкциями, формально невыездной, а его бывший топ-менеджер внешние связи «Почты России» налаживает. В СМИ писали, что в счастливые досанкционные времена Ильин с семьей якобы жил в Лондоне.

Зам гендиректора по информационным технологиям Сергей Емельченков работал у другого олигарха — Виктора Вексельберга. В его биографии — руководящие должности в «РЕНОВА-Финанс» и «КЭС-Энергосбыт».

Большая биография у Алексея Кокорева, заместителя Подгузова по финансовым и экономическим вопросам. В ней — уже упомянутый нами банк «Траст», «Интер РАО ЕЭС», «Газпром нефть». Занимаемые позиции — начальник и заместитель начальника департаментов инвестиций и финансов.

Елена Кубанова, заместитель гендиректора «Почты России» по кадровым и социальным вопросам, — опять же из банковской сферы. В ее биографии — «Связной Банк», «Национальная служба взыскания», «Первое коллекторское бюро».

Ярослав Мандрон, еще один зам Подгузова, как указано в его биографии, работал в Министерстве экономического развития «на разных должностях».

Главный пиарщик «Почты России» — заместитель гендиректора по корпоративным коммуникациям Рубен Оганезов пришел на эту должность с поста министра правительства Московской области — главы Управления по информационной политике.

И — вишенка на торте: первый заместитель Подгузова Алексей Скатин больше десяти лет отработал в пивоваренной компании «Балтика», в том числе на должности гендиректора «Балтики — Баку».

Думается, к этому чудесному списку даже не требуется добавлять какие-то комментарии. И так всё понятно. Жаль только 85 миллиардов рублей, которые утонут в этом чиновничьем болоте. Впрочем, что уж там — это не первая такая история и не последняя.

Алексей НИКОЛАЕВ,

интернет-журнал «Интересант»