Крупнейшие компании рунета — Mail.ru Group, Rambler Group, Gazprom-Media Digital (GPMD) и РБК — предупредили рекламные агентства, что отказываются продолжать работу с российским представительством Sizmek, которая специализируется на аудите показов рекламы в интернете, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких медиакомпаний и агентств. Это первое массовое выступление игроков против одной компании, указывают они.

На проверке онлайн-размещений с помощью Sizmek настаивают крупные рекламодатели, в том числе «Ростелеком», Tele2 и Unilever, бюджеты которых площадки теперь могут потерять. «Ведомости» ознакомились с копиями писем интернет-компаний.

Sizmek предоставляет рекламодателям некорректные, чаще всего заниженные, данные по показам объявлений и роликов, настаивают площадки, из-за чего страдает их деловой имидж, а рекламодатели начинают требовать компенсаций и скидок. Российские интернет-площадки не привыкли раскрывать рекламодателям детали размещений, возражает Sizmek, и чаще всего соблюдают собственные, а не международные стандарты показов баннеров и видеороликов.

Интернет-компании — как российские, так и международные — долгие годы отчитывались перед рекламодателями только на основе собственных счетчиков. После громких историй с массовыми накрутками в сети рекламодатели стали требовать, чтобы данные о размещениях проверялись внешними аудиторами.

В России от лица Sizmek работает одноименное ООО, его контролируют Рифат Муратов и Добрыня Гутиев. У компании больше 30 клиентов в России.

Тесты с Sizmek российские площадки начали больше года назад. После длительного тестирования инструменты Sizmek продолжали показывать неприемлемые расхождения с данными площадок и других независимых измерителей, рассказали гендиректор GPMD Наталья Дмитриева, вице-президент Mail.ru Group Элина Исагулова и представитель РБК. Например, некоторым клиентам Sizmek сообщала, что якобы до 40-50% их объявлений пользователи не видят, говорят собеседники «Ведомостей» в интернет-компаниях, таким образом в расчетах с клиентами могли теряться миллионы показов. Sizmek вводит рекламодателей в заблуждение, считают Исагулова и Дмитриева.

У Sizmek не было больших расхождений сданными площадок, настаивает Гутиев, а расхождения в несколько процентов — это стандартная ситуация в интернет-аудите. Российские площадки привыкли руководствоваться собственными представлениями, а не международными стандартами — это и есть основная причина разногласий, уверен он. Впрочем, в письмах агентствам площадки настаивают, что работают по международным стандартам и уже проверяются независимыми оценщиками — МОАТ и Weborama.

«Ростелеком», Tele2 и Unilever уведомили свои агентства, что будут размещаться в сети только в партнерстве с Sizmek, рассказали «Ведомостям» сотрудники интернет-компаний и подтвердили источники в агентствах, знающие это от самих рекламодателей. Вопрос с Sizmek принципиальный, утверждают источники в Mail.ru, Rambler и GPMD, поэтому площадки готовы остаться без бюджетов от таких клиентов. Представители интернет-компаний, «Ростелекома», Tele2 и Гутиев это не комментируют. Unilever знает о претензиях интернет-площадок и пытается найти решение, говорит ее представитель.

«Яндекс» с самого начала не стал даже тестировать платформу Sizmek, a Google приостановила пользование ее услугами, после того как аудитора купил Amazon. Сейчас с Sizmek работает в России несколько не самых крупных площадок, рассказал Гутиев, а также «Квант», рекламное СП «Газпром-медиа» и оператора публичных WiFi-сетей «Максимателеком». Гендиректор «Кванта» Артем Пуликов признает, что процесс интеграции с Sizmek был сложным и занял около полугода, но стоил того: «Сейчас получение того или иного крупного контракта порой зависит именно от того, есть ли у тебя отчет аудитора по фроду. И лучше сотрудничать сразу с несколькими аудиторами».

Представитель Rambler Group подтвердил факт отправки письма о Sizmek в агентства и от других комментариев отказался. Представители «Ростелекома», Tele2, рекламных Nmi Group и OMD ОМ Group от комментариев отказались.

Ксения Болецкая

Ведомости