За последние два года две трети россиян (64%) сталкивались с «фейк-ньюс» в разных источниках, и чаще всего — в интернете. Большинство из этих опрошенных также считают, что подобные новости были опубликованы умышленно. Такие данные приводятся в исследовании ВЦИОМ. По мнению авторов опроса, масштаб проблемы распространения недостоверной информации стремительно растет.

Так, с «фейк-ньюс» в интернете за последние года-два сталкивался 31% россиян, на телевидении — каждый пятый опрошенный (20%), в газетах уже гораздо меньше — 7%, а на радио — 5%. В целом, данные исследования показывают, что люди с высшим образованием чаще замечают ложную информацию.

Так, по данным опроса, почти половина (47%) россиян не сталкивались с «фейк-ньюс», при этом среди людей с неполным средним образованием эта доля достигает 71%, среди респондентов с высшим образованием — 38%.

Подавляющее большинство (74%) из тех, кто сталкивался с недостоверными новостями в СМИ, считают, что такие новости были опубликованы умышленно. И только 17% респондентов полагают, что «фейк-ньюс» могли появиться из-за непреднамеренной ошибки журналистов.

Интересно, что большинство опрошенных (62%), получивших ложную информацию, с самого начала подозревали, что тут что-то нечисто. Среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга эта доля еще выше — 74%. Но треть (31%) респондентов сначала поверили недостоверным новостям и только потом узнали, что они были ложными (42% среди жителей сел).

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров считает, что масштаб проблемы распространения «фейк-ньюс» быстро растет. «Хотя бы однажды с такими случаями сталкивалась уже почти половина опрошенных в возрасте 18 лет и старше. И если москвичи и петербуржцы склонны всегда быть настороже и даже преувеличивать свою критичность и подозрительностей в восприятии таких новостей, то провинциалы и особенно селяне оказываются перед ними беззащитны”, — пояснил он.

Российская газета