Экс-главу петербургского Комитета по печати Сергея Серезлеева уволили после проверки КСП. Аудиторы, в частности, выявили нарушения при проведении торгов, которые устраивал Комитет и подведомственные ему организации. Но, похоже, за Комитетом числятся еще грешки, которые, возможно, пока не обнаружили. Например, можно было бы присмотреться к конкурсам на распространение издания «Петербургский дневник» силами «Метропресс».

Новые точки распространения

 «Петербургский дневник» — официальное издание правительства города. У печатной версии газеты самый большой тираж в Петербурге – 150 тысяч экземпляров. Большая часть распространяется в метро. До 2019 года было два способа заполучить «ПД» — взять бесплатный экземпляр на стойке в вестибюле станции или у промоутера. В 2019-м добавился третий вариант – «ПД» стали выкладывать на стойки еще и в киосках «Первой полосы», которые расположены на станциях подземки или в радиусе 50 метров от них.

В 2018 году компания «Петроцентр», которая и выпускает газету «Петербургский дневник» (и получает на это целевые субсидии от Комитета по печати), искала подрядчика на доставку издания – 130500 экземпляров – на станции метро в 2019 году. На запрос «Петроцентра» откликнулась только одна компания — «Метропресс». С ней 27 ноября и заключили контракт почти за 20 миллионов рублей.  

По условиям конкурса подрядчик должен забрать тираж из типографии, привезти на свой склад, там рассортировать, подготовить сопроводительные документы, снова погрузить в машины и развести по точкам (станциям метро), там разложить по стойкам, организовать распространение с использованием промоутеров, при необходимости забрать остатки. Возможно, в обязанностях «Метропресса» было указано что-то еще, но детали договора в публичный доступ не выложили.

Стоит добавить, что брендированные стойки в метро на 2019 год «Петроцентр» для выкладки «ПД» арендует  у рекламного агентства «Камея» примерно за 7 миллионов рублей.

6 декабря «Петроцентр» заключил с «Метропрессом» еще один договор, но уже на размещение «Петербургского дневника» на стойках в киосках «Первой полосы». Стоимость этого контракта – почти 9,5 миллионов рублей. Из них 653600 рублей – это стоимость собственно доставки тиражей, а еще 8 745 400 рублей – цена предоставления 129 мест для распространения газеты в киосках сети «Первая полоса», которая управляется все тем же ООО «Метропресс». Тираж к распространению через эти киоски — 7600 экземпляров.

Арифметика развозки

А теперь посчитаем: распространение газеты с брендированных стоек на станциях метро обходится бюджету города в 95 копеек за экземпляр «ПД», а на стойках в «Первой полосе» — в 5 рублей 75 копеек за газету.

И нельзя забывать, что согласно договору, «Метропресс» поставляет «Петербургский дневник» только в те киоски «Первой полосы», которые находится на станциях метро или хотя бы не дальше 50 метров от них. Логично предположить, что при погрузке тиража для стоек в метро представители компании «добрасывают» пару пачек и на «Первую полосу», и по сути для них затраты на доставку «Петербургского дневника» в газетные киоски должны стремиться к нулю. Но «Петроцентр» закрывает на это глаза, заключает два почти однотипных договора.

Можно было бы подумать, что раздача официального издания правительства города через «Первую полосу» должно как-то серьезно повлиять, например, на его узнаваемость, востребованность, значимость у читателей. Но мы же помним, что тираж в 7600 экземпляров, который отдается в киосках, в 17 раз меньше, чем тот, что выкладывается на стойках в вестибюлях (130500 экземпляров).   

При этом не знать о странных договорах глава Комитета по печати (тогда еще Сергей Серезлеев) не мог, если он, конечно, добросовестно исполнял свои обязанности. Или, напротив, знал слишком хорошо, и его все устраивало?

Юрий Брагин

Кстати

Ущерб в 4 миллиарда рублей

Напомним, Сергея Серезлеева врио губернатора Петербурга Александр Беглов отправил в отставку 20 марта 2019 года. Как уже писал «Лениздат.ру», примечательна формулировка, с которой Серезлеев лишился должности: ему по сути не позволили подать в отставку самостоятельно, он был уволен по решению врио. Произошло это после того, как Контрольно-счетная палата закончила проверку работы Комитета и обнаружила 542 нарушения.  При этом, как видно из информации, опубликованной на официальном сайте КСП, ущерб год от года возрастал. В 2014 году он составил не менее 177,5 миллионов рублей. В 2015 году – не менее 294 миллионов рублей. В 2016 году ущерб составил почти 260 миллионов рублей. В 2017 году размер ущерба резко возрос и составил 3 миллиарда 309 миллионов 100 тысяч рублей. За неполный 2018 год потери составили 62,9 миллионов рублей.

Сергей Серезлеев работал в Комитете по печати более 15 лет. За это время ведомство не раз оскандалилось. В частности, большие вопросы вызывала практика Комитета по печати заключать с подведомственным городским «Центром размещения рекламы» контракты на праздничное оформление города без конкурсов. Когда антимонопольная служба обнаружила это и в суде доказала неправомерность таких контрактов, Комитет преобразовал Центр в казенное учреждение «Городской центр рекламы и праздничного оформления», которое имеет право получать бюджетные деньги без конкурсов и тендеров.

Субсидии, которые с 2010 года получали якобы на конкурсной основе компании «Петроцентр» и «Курьер-медиа», тоже вызывали недоумение среди издателей, предлагавших Комитету сотрудничество на более выгодных условиях.  С 2014 года эти фирмы стали получать целевые субсидии из бюджета без конкурсов.

В 2017 году данный факт озаботил депутатов ЗакСа. В частности, Максим Резник писал губернатору (тогда им был Георгий Полтавченко) и просил проверить деятельность Комитета. К словам Резника тогда не прислушались, хотя позже Контрольно-счетная палата нашла многие из тех нарушений, что в 2017 году заметил депутат.

Как уже отмечал «Лениздат.ру», в 2018 году на выпуск печатной и поддержку электронных версий «Петербургский дневник» получил 153 миллиона рублей, а на 2019 год выделили уже 259,2 миллиона рублей. То, как деньги тратили, вызывает вопросы.

Лениздат.Ру