Российская версия одного из главных мировых изданий о кино — The Hollywood Reporter (THR), выходившая с 2012 года, перестанет издаваться. Его команда планирует запустить новый проект об отечественной киноиндустрии, который будет представлен в ноябре. Отказ от лицензии в российской редакции объясняют творческими ограничениями со стороны американского офиса и экономическими причинами.

Журнал THR уходит из России, сообщили “Ъ” в его российском офисе. Редакция при этом планирует продолжить работу, сменив название и концепцию журнала. В новом издании планируется уделять больше внимания отечественной киноиндустрии. Его презентация пройдет в ноябре на Санкт-Петербургском международном культурном форуме; предполагается, что оно будет выходить и в странах Евразийского союза.

THR — один из ведущих американских журналов о кино. Он издается с 1930 года и входит в Billboard-Hollywood Reporter Media Group. Первый номер российской версии THR вышел в 2012 году. Русскоязычное издание оставалось единственным, выходившим за пределами США. Первые годы журнал выпускался ежемесячным тиражом 80 тыс. экземпляров, который затем сократился до 50 тыс. Лицензией на THR владело ООО «Голливуд Репортер рус». 37% долей этой компании принадлежат ее гендиректору и менеджеру Российского авторского общества Сергею Самыкину, столько же — студии «Тритэ» Никиты Михалкова, еще 26% владеет структура ВГТРК. Именно Никита Михалков поручился за лицензиаров перед головным офисом THR во время запуска журнала, объясняют в российской редакции. Сменятся ли инвесторы в новом проекте, там не уточняют.

Отказ от лицензии в российской редакции THR объясняют ограничениями со стороны головного офиса: журнал практически не мог ставить на обложку фото российских кинозвезд и проводить собственные мероприятия во время крупнейших зарубежных кинособытий. На решение повлияло и изменение геополитической и экономической ситуации. По данным Kartoteka.ru, выручка «Голливуд Репортер рус» в 2016 году сократилась на 18%, до 29,3 млн руб., а чистый убыток вырос более чем в два раза, до 48,2 млн руб.

Основным конкурентом THR на американском и мировом рынках выступает Variety. Его российская версия также издавалась в России с 2012 года, но закрылась уже в 2015 году, в разгар кризиса. Тогда доходы от рекламы в прессе упали на 30%, одновременно выросли затраты на печать, напоминает издатель российского Variety Дмитрий Литвинов. Рекламодатели рассматривают размещение в таких журналах, как Variety и THR, как имиджевое, и именно от него отказываются в первую очередь, объясняет он. Стоимость лицензии на выпуск подобных журналов может варьироваться от $100 тыс. до $300 тыс. в год, при этом сложно договориться о фиксировании этой стоимости, отмечает господин Литвинов. В случае российского THR экономические соображения издателей, очевидно, возобладали над имиджевой составляющей, полагает он. «Журнал был хорошим, но я удивлен, что они так долго продержались»,— говорит господин Литвинов.

В России вряд ли найдутся желающие повторить опыт THR или Variety, резюмирует Дмитрий Литвинов, этот бизнес с трудом капитализируется при небольшом объеме отечественной киноиндустрии. В США журналы зарабатывают на кинорынках и фестивалях, во время которых издаются каждый день с огромным количеством рекламы, а в России масштаб кинособытий значительно меньше, а ниша отраслевых СМИ заполнена отечественными журналами «Бюллетень кинопрокатчика» и «Кинобизнес сегодня», добавляет он. При этом редакция THR за несколько лет наработала отношения с рекламодателями, поэтому перевести их в новый проект, скорее всего, будет несложно, считает издатель.

Елизавета Макарова

КоммерсантЪ