Эксперты «Сигарного клуба» попытались ответить на вопрос, являются ли средства массовой информации четвертой властью. Такая тема выбрана неслучайно: с 11 по 13 сентября в Челябинске прошел медиафорум, в котором участвовали известные журналисты и медиаэксперты.

Представители федеральных СМИ, несмотря на кажущуюся прочность своих позиций, заявили о падении рынка и экономическом ослаблении. Так, по мнению заместителя генерального директора ИД «Московский комсомолец» Олега Воробьева, все делается для того, чтобы усложнить жизнь СМИ экономически. «Это ведет к слабости влияния: убираются киоски. Основная проблема сегодня в том, что у средств массовой информации упали возможности для заработка и возможность высказывать мнение».

Аналогичного мнения придерживаются и другие медиаменеджеры. Газеты, по их словам, уже не  могут платить нормальную зарплату, что ведет к потере кадров. А власть не чувствует необходимости разъяснять свои поступки, отрывается от земли. 

Руководитель медиахолдинга «Гранада пресс» Сергей Филичкин считает, что СМИ — это никакая не власть, это институт влияния, и «злые люди этим часто пользуются». «Это экономика, экономика напряженная сейчас, — заявил эксперт. — За 20 лет никто не дал денег просто так. Влияние сильно изменилось: если в советские годы пропесочили в городской газете, то он чуть не стреляться шел. А сейчас начинает верещать: это заказуха». Сегодня, по мнению эксперта, для нормального развития медиа должна быть реальная конкуренция рекламодателей и политическая свобода.

Председатель комитета ЗСО по информационной политике Марина Поддубная отметила, что взаимоотношение главы района с редактором и коллективом районной газеты — хороший маркер эффективности главы. «И если новый глава наезжает на редактора, это верный признак, что он скоро уйдет», — считает Марина Поддубная. 

Журналист из Миасса Оксана Лыткина считает, что перспективы есть у самостоятельных журналистов, которые делают новые медиа, про которые власть до сих пор не думала. «Мы пошли в сети, — рассказала она. — Я 20 лет проработала на ТВ, мне доверяют, то, что я говорю, важно. И государство меня не может контролировать. А по поводу заработка денег могу сказать: кто хочет, тот заработает».

Политолог Андрей Лавров был более радикален в своих высказываниях, назвав тезис «СМИ — четвертая власть» поэтической метафорой, так как в это определение вкладывается влияние, формирование и отражение общественного мнения. «Оно реально только в демократическом обществе, — считает политолог. — Совершенно немыслимо представить себе это в постисламском СМИ, например. Мы где-то посередине. В нашем обществе СМИ никогда не было четвертой властью: только приближались в конце 19 века и в 90-х. Мы это изживаем и изживем: благодаря руководителю Росгвардии Золотову, например. Запомните: вы никогда не были 4-й властью и никогда не будете!».

Сергей Шумаков

Челябинск Сегодня