О деятельности медиахолдинга «Сахамедиа», в котором, как в бермудском треугольнике, исчезали десятки, а сейчас можно предположить, что и сотни миллионов рублей, якобы направлялвшихся на поддержку республиканских СМИ, информагентство SakhaNews писало многократно и даже обращалось публично в правоохранительные органы.

Но даже для нас то, что написал на своей странице в Facebook Алексей Чертков, на днях назначенный генеральным директором этого холдинга, стало большой неожиданностью. 

Процитируем дословно: «Теперь о грустном. В четверг был отпечатан тираж бесплатно распространяемых газет. Часть его упакована, подготовлена к отправке в улусы республики. Однако денег на это в «Сахамедиа» сейчас нет. Задолженность предприятия ФГУП «Почта России» составляет 11,2 миллиона рублей. По итогам работы «Сахамедиа» за 2017 год убыток составил более 25 миллионов рублей, что больше убытка 2016 года на 25 475 тыс. руб. Цифры взяты из материалов заседания Совета директоров «Сахамедиа» (31 мая 2018 г.), утвердившего финансовый отчет общества за 2017 год. К убыткам «Сахамедиа» придется прибавить убытки типографии. Ситуация сложная. Придется выправлять. Прошу как сторонников, так и противников «бесплатизации» госСМИ воздержаться от громких заявлений. Дайте время во всем разобраться. О результатах доложу».

«Вести Якутии» опубликовали некоторые результаты ревизии, проведенной в холдинге, который издает правительственные газеты «Саха Сирэ» и «Якутия» и является учредителем информационного агентства «ЯСИА».

В 2017 году фактические среднеразовые тиражи газеты «Якутия» составили 44 221 экземпляр, газеты «Саха Сирэ» 40 687 экземпляров. Прежнее руководство медиахолдинга заявляло о разовом тираже этих газет в 100 тыс. экземпляров, а на 2018-й год — в 110 тыс.

Что касается доходов, в сообщении приводятся лишь данные о субсидии, поступившей в медиахолдинг от Минсвязи республики в размере 119 млн рублей. Из них на оплату труда сотрудников редакций было выделено 47 млн рублей, на управленческие расходы — 30 млн рублей. Субсидия направлялась, как следует из сообщения, даже на «коммерческие расходы», на это ушло… 18 млн рублей!

Однако, все выше приведенные цифры — лишь вершина айсберга: медиахолдинг «Сахамедиа» довольно часто выигрывал конкурсы и аукционы, условия которых были так составлены, что изначально не было даже сомнений, кто получит госконтракты. Кроме того, перечислялись средства на информационное обслуживание правительственными СМИ рядом госструктур, госкомпаний и т.д. К примеру, только одно министерство сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) в апреле прошлого года перечислило 900 тыс. рублей. В 2017 году ООО «РА Сахамедиа» перечислили: ТФОМС РС(Я) — 811 879,00рублей, Департамент РС(Я) по развитию гражданских инициатив — 524 700,00, Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) — 388 000,00 рублей.

В ноябре 2016 года после публикации SakhaNews ОАО «РИИХ Сахамедиа» было вынуждено выполнить представление прокуратуры Якутска и отменить незаконную сделку с ООО «Лабиринт» на 3 298 500 рублей. Медиахолдинг тогда заключил на 9 месяцев договор без проведения конкурса или аукциона с единственным поставщиком консалтинговых услуг — неким ООО «Лабиринт, располагающимся в городе Ивантеевка Московской области и зарегистрированным 24 мая 2016 года (за месяц до заключения договора) с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. За услуги «Лабиринта» «Сахамедиа» и намеревался заплатить более 3 млн рублей. Факты, изложенные в нашей публикации, были проверены прокуратурой и УФАС республики.

Какими были реальные доходы руководства медиахолдинга «Сахамедиа»? Ревизоры на этот вопрос ответить не могут, потому что значительные финансовые потоки уходили в два частных рекламных агентства, действовавших (или еще действующих?) в том же здании, в котором располагается медиахолдинг. Да и как могло быть по другому, если их единственный учредитель и руководитель — заместитель генерального директора «Сахамедиа» Вера Арбыкина, о чем SakhaNews сообщал еще в марте 2017 года. Пойти на такое беззаконие руководители холдинга, понятное дело, сами бы не решились. Полное игнорирование этих фактов со стороны руководства республики свидетельствовало о том, что именно оно дало «зеленый свет» сомнительной финансовой схеме, при которой деньги вроде как перечисляются на информационное обслуживание правительственными изданиями, а фактически попадают в частную структуру и, соответственно, могут расходоваться и на другие цели. И вообще, зачем, спрашивается, министерству платить медиахолдингу, итак получающему дотации из госбюджета?! Получается, что производилась двойная оплата одной и той же работы.

Кстати сказать, одно из этих частных рекламных агентств даже называлось точно так, же, как медиахолдинг — «Сахамедиа». Видимо, чтобы снять сомнения у потенциальных партнеров относительно того, а туда ли, куда надо, перечисляются средства.

По данным газеты «Якутск вечерний», за время руководства Егора Борисова республикой (до 2013 года) объем средств, выделяемых на финансирование государственных СМИ, увеличился втрое (!).

В 2017 году все регионы Дальневосточного федерального округа потратили на содержание СМИ из бюджета 2,8 млрд рублей, из них на Якутию пришлось… 41,21%. Подчеркнем, что это по официальным сведениям, а на самом деле цифра могла быть большей. Самое же главное заключается в том, что значительная часть средств при этом ушла не на создание конкурентной среды на информационном поле республики, не на повышение качества публикаций в якутских СМИ, а на так называемые прожекты медиахолдинга «Сахамедиа», которые привели к тому, что были разрушены традиции республиканских печатных СМИ, уволены профессиональные кадры, а десятки тысяч отпечатанных номеров «Якутии» и «Саха сирэ» лежат теперь мертвым грузом, иллюстрируя, как при попустительстве руководства республики выбрасывались деньги на ветер. А ведь медиахолдинг получил немало премий и восторженных оценок на федеральном уровне за свой оказавшийся на самом деле провальным проект. Обертка подавалась ярко, хотя внутри был один пшик…

Справка:

ОАО «РИИХ Сахамедиа» было официально зарегистрировано 5 февраля 2013 года.

3 декабря 2017 года было создано ООО «Рекламное агентство Сахамедиа» (ООО «РА Сахамедиа»). Фирма официально зарегистрирована в микрорайоне Марха, в доме по улице Аграрников, 3. Основной вид бизнеса — «деятельность рекламных агентств», и еще 19 дополнительных видов.

23 января 2015 года было зарегистрировано ООО «Рекламное агентство Адверти» («Адверти»), согласно документам располагающееся в одной из квартир по ул.Кальвица, дом 5 в Якутске.

Единственным учредителем и генеральным директором обоих агентств с уставными фондами в 10 тысяч рублей является Вера Арбыкина.

SakhaNews