KioОчередная инициатива городских властей, связанная с «облагораживанием» киосков и ларьков выглядит крайне несвоевременной с учетом текущей экономической обстановки в стране.Три года назад, после проверки строений мелкорозничной торговли, городские чиновники постановили часть из них снести, а остальные заменить в соответствии с новой концепцией. Предпринимателям пришлось на собственные деньги закупать новые модули, нередко дороже 1 млн рублей. По данным Департамента торговли и услуг города Москвы, сейчас в городе около 7,7 тыс. таких киосков. В свое время, при правительстве Лужкова, в городе насчитывалось 22 тыс. палаток, не считая ярмарок выходного дня и лотков. И вот неожиданно выяснилось, что даже замена киосков не гарантирует сохранности бизнеса.Власти в очередной раз с нуля переписали правила игры и сообщили, что отныне в столице появятся государственные ларьки, которые правительство города планирует сдавать в аренду предпринимателям. А все частные киоски – подлежат ликвидации.

Инициатива уже вызвала раздражение представителей бизнеса. Председатель Комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг МТПП Михаил Мандалян прокомментировал эту ситуацию: «В связи с новой инициативой властей возникают только вопросы. Во-первых, почему не было обсуждения с предпринимателями? Во-вторых, три года назад органы управления заверили, что благодаря прозрачному аукциону принято решение поставить новые палатки. Теперь их хотят снести и ссылаются на проведение нового аукциона. Тогда что было с прошлым аукционом? В-третьих, учитывая нашу экономическую ситуацию, бюджет города недополучает денег. Тогда зачем тратить средства на установление новых палаток по единому стандарту, когда такие торговые объекты и так уже есть?»

Несмотря на ожидаемое возмущение предпринимателей и их оставшиеся без ответа вопросы, городские власти уже запустили маховик деприватизации. По-своему драматичная история произошла на Цветном бульваре. В понедельник снесли первое стационарное кафе брендов «Пян-се» и Make My Day, которое успело проработать всего неделю. При этом владельцы бизнеса уже заплатили 1 миллион 200 тысяч рублей — за двухмесячную аренду, депозит и ремонт.
«Мы снимали помещение в субаренду. Договор с городом закончился, и нам пришлось закрыться еще в прошлое воскресенье. Наш арендодатель обещал разобраться, в пятницу позвонил и сказал, что нас снова внесли в реестр, осталось только дождаться документов. А в понедельник утром стало известно, что павильон сносят — и у нас есть два часа на сбор вещей», — рассказала основательница Make My Day Ксения Малашенок.
Формат нестационарной торговли имеет особое значение для выживания малого бизнеса. Это справедливо не только для торговцев, но и для производителей продукции. Из-за того, что московские чиновники отказались перезаключать договоры аренды, действие которых, в большинстве, заканчивалось в 2014 году, предприниматели оказались со своими киосками и павильонами на птичьих правах. Звучали обещания перезаключить контракты на аукционной основе, но в итоге неожиданно всплыла концепция точек торговли, целиком принадлежащих городу. Предприниматели сетуют на пробелы в ФЗ №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Закон не определяет правовой статус НТО, для каждой категории НТО не закреплен минимальный срок договоров и не прописаны компенсационные меры при внесении изменений в схему размещения НТО.
Глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк уже подтвердил наличие бюджета на покупку новых павильонов. Получается парадоксальная ситуация: власти ввели дополнительные налоговые сборы с бизнеса, так как в городской казне нет денег, денег нет также на врачей и учителей, что привело к сокращениям и слияниям больниц и школ. Но на полную замену минимум 7,7 тыс. торговых павильонов средства нашлись сразу же при том, что, по оценкам экспертов, современный киоск с необходимым оснащением обойдется минимум около 1 млн рублей без учета инфляции и экономических рисков.
Складывается впечатление, что власти Москвы предпочитают работать с крупными торговыми сетями. А киоскам они, несмотря на опросы москвичей, где жители прямым текстом сказали, что им нужны палатки, не придают никакого значения. Ну и что, что в столице могут повториться события 2011 года, когда 50 тыс. человек остались без работы в результате предыдущей киосковой реформы?
Чиновники используют следующие аргументы:
1) Переход на пятилетний срок аренды позволит повысить инвестиционную привлекательность и повысить эффективность деятельности малого бизнеса — может быть, но верно и то, что инвестиции прежде всего привлекает стабильный бизнес-климат, а не тот, где передел рынка происходит по мановению руки. Это называется «волюнтаризм»
2) Установка государственных киосков будет способствовать облагораживанию внешнего вида Москвы — возможно, но чем провинились предприниматели, с 2011 года за свой счет устанавливавшие красивые павильоны по зарубежным лекалам?
3) Аренда государственных киосков будет дешевле, удобнее и выгоднее – допустим, но будет ли какой-то механизм компенсации для тех, кто набрал кредитов на уже отнятые торговые точки?
В шахматах есть термин – «Китайская ничья». Он означает, что один из игроков, оказавшись в сложном положении, просто переворачивает доску, скидывая фигуры на пол. Возможно, что новая конфигурация наконец-то позволит эффективно развивать малый бизнес. Но что делать с игроками, так и не доигравшими предыдущую партию?

 

Vkurse.net