MissОрганизаторы конгресса привезли нас в типичный ковбойский салун образца 19 века. Рядом был музей блюза с которого все и началось.

Для меня было открытием, что первые гитары блюзменов здесь изготовлялись из различных подручных материалов: коробка от сигар, металлическая круглая банка, деревянный ящик и т.д. Музей был прикольным, салун еще более занимательным, помещение было огромным, думаю, человек 200 ковбоев здесь помещалось легко. Однако пиво в салуне, что разливное, что в бутылках, было просто отвратным, в 19 веке бармену было бы за это несдобровать.
Самым прикольным экспонатом здесь было большое металлическое дерево, прутья которого были украшены пустыми бутылками из-под пива и крепких алкогольных напитков. Видимо, в этой пустынной местности такое алкогольное дерево заменяло натуральную зелень.
Участники медиаконгресса, прибывшие сюда на выступление джаз-банда, несмотря на громкий блюз и джаз, звучавшие со сцены, продолжали в салуне дискуссию о судьбах своего бизнеса. Я разговорился с коллегой из Норвегии, который распространяет в своей стране 100 местных и 1500 зарубежных изданий. Он был весьма оптимистичный и сообщил, что бизнес, несмотря на общие трудности, развивается и крепнет. Но это понятно, он все-таки продавец, ему легче, потому что в его стране средний глянцевый журнал стоит 10 евро в розницу. Другое дело — позиции издателей на фоне преобладающего пессимизма. Здесь не так все просто.
Поразила меня афроамериканка, главный редактор журнала Essence, который уже около 50 лет выходит специально для чернокожих женщин. Бизнес-решение просто гениальное, аудитория издания насчитывает 12,9 миллиона человек, среди которых бумажную и цифровую версию покупают 7,7 миллиона читателей, вебсайт, мобильное приложение и социальные сети просматривает 1,8 миллиона пользователей, редакционные письма читает 2,6 миллиона человек, еще 550 000 человек регулярно посещают тематические мероприятия, организованные редакцией для афроамериканских женщин. И заметьте, в этом списке – ни одной белой женщины!
Как оказалось, среди афроамериканок много состоятельных леди, которые являются преданными читателями и подписчиками издания, как в бумажной, так и в электронной версии. Тут все понятно, но вот другой пример издательского успеха на падающем рынке – журнал о путешествиях AFAR, бумажной версии которого удалось за четыре года увеличить тираж с 50 000 копий до 250 000. Таких высот удалось добиться благодаря построению ряда цифровых платформ, которые лаконично дополняют бумажный контент. Например, ежемесячно сайт компании посещает 500 000 уникальных пользователей, приложение для мобильных телефонов загрузило более 50 000 человек. Как результат применения стратегии «360 градусов» доходы от размещения рекламы в бумажной версии за последние два года удвоились, и в общей структуре выручки на них приходится 50% поступлений.
Еще один положительный пример – датский журнал Science Illustrated. Более 85% выручки издание получает за счет подписки, для стимулирования которой разработаны четыре цифровых приложения для смартфона или планшетного компьютера. Их нельзя купить, зато они предоставляются бесплатно всем подписчикам. Первое приложение позволяет читать новости науки. Второе – аналог известной телеигры «Кто хочет стать миллионером» — пользователю задаются вопросы из области популярной науки и предлагается четыре варианта ответа. Третье позволяет просматривать архив цифровых версий журналов Science Illustrated, четвертое – фотобанк наиболее интересных и захватывающих фотографий. Бизнес-модель, в центре которой стоит бумажная версия, а цифровые медиа лишь способствуют увеличению ее аудитории, позволила издательскому дому Bonier Group стать ведущим медиахолдингом Скандинавии, выйти на рынки других стран и увеличить годовой оборот до $3.9 млрд.
Подсевший ко мне в салуне уже «тепленький» издатель был решительно убежден в светлом будущем бумажных СМИ и в качестве аргумента привел тот факт, что в США за последние 50 лет уцелело 170 толстых журналов, а из популярных ток-шоу — только 13. Он пил водку «Абсолют» со льдом, но высказывался очень здраво днем на пленарном заседании. Он, в частности, предлагал концепцию новой роли бумажного журнала: издание является системообразующим для других бизнесов – социальные сети, приложения, интернет-платформы, видео- контент и др., а журнал имеет QR-коды и водяные знаки и позволяет читателю делать в интернет-магазинах покупки анонсированных в журнале товаров.
Вот так: водка «Абсолют и интересные идеи. Впрочем, мой собеседник, по-моему, с этим бокалом провел весь вечер.
Дискуссия на конгрессе часто уходила в проблемы, пока плохо исследованные в России, например, об автоматизации размещения рекламы в издании с учетом цифровых инноваций. Самое интересное, что на конгрессе в богом забытом маленьком университетском городке Оксфорд участвовало много студентов местного журфака. Они активно работали на конгрессе и даже были с нами вместе в ковбойском салуне на концерте джаз- банда.
Я с интересом наблюдал здесь, как зажигательный блюз танцевала полная афроамериканка. Это был не просто танец женщины, это было слияние с музыкой каждой ее складочки и выпуклости, играло все, и таких па я раньше никогда не видел. Хотя вряд ли можно сказать о «па», если юная студентка танцевала, не сходя с места.
Уезжали мы из салуна двумя автобусами, народ вел себя по дороге весьма пристойно, публика о чем-то непрерывно бубнила. Что ни говори, издатели на подобных симпозиумах всегда ведут себя весьма трезво. Может, поэтому на конгрессе и преобладал оптимизм и уверенный взгляд в будущее.

alexander-oskin.livejournal.com