Очередной «черный список» тиражных врунов посвящен анализу тенденции. Мы старались уловить какой-то общий тренд, понять, насколько те издатели, которые годами строили свой бизнес на основе тиражного вранья, готовы сегодня к добросовестной конкуренции.

Для этого мы сравнили тиражную статистику за три года: с 2011 по 2013. Картина получилась довольно противоречивая.

Начну с позитивных перемен. ИД «Херст Шкулев – ИнтерМедиаГрупп», в прошлом один из флагманов недобросовестной конкуренции, сегодня близок к тому, чтобы все его издания покинули «черные списки». Из группы изданий бренда «ELLE» врать продолжает только «ELLE DEKORATION», остальные вышли на уровень реальных тиражей. Реальный тираж показывает журнал «СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ», близки к этому «MAXIM» и «PSYCHOLOGIES». В «черном списке» пока остаются «MARIE CLAIR» и «ДОМОЙ.ИНТЕРЬЕРЫ», но и у этих журналов уровень вранья сократился за последние 3 года весьма существенно.

Сокращает до минимума масштаб вранья другой ведущий игрок на рынке глянца – ИД «Конде Наст». Практически вышли на уровень реальных тиражей «VOGUE», «TATLER» и «GLAMOUR». Судя по всему, политика ИД «Конде Наст» теперь ориентирована на добросовестную конкуренцию, что можно только приветствовать.

К сожалению, лидер рынка глянцевых журналов, ИД «Бурда», продолжает зачем-то делать ставку на недобросовестную конкуренцию. Лишь три журнала «Бурды» уменьшили масштаб тиражного вранья. Это автомобильный журнал «QVATTRORUOTE», который в 2011 завышал тираж в 2,5 раз, сейчас в 2 раза. Журнал «JOY» сократил свое вранье с 2,4 до 1,4 раз. «ОТДОХНИ.ИМЕНА» врал в 2,4 раза, теперь «всего» в 1,7 раз. По всем остальным журналам «Бурды» завышение тиражей остается на том же уровне, а у некоторых журналов даже растет.

Из года в год нарастает масштаб тиражного вранья в журналах ИД «Московский комсомолец»: журнал «Атмосфера» в 2011 году завышал тираж в 4,5 раза, в 2013 уже в 6,3 раза; журнал «Охота и рыбалка.ХХ1 век» увеличил степень вранья с 2,3-кратного до 2,7-кратного. Видимо, статус председателя Московского союза журналистов и члена Общественной палаты мешает Павлу Гусеву начать писать правду хотя бы в выходных данных своих журналов.

Среди новичков «черных списков» можно отметить журналы медиа-группы «Экспресс-сервис»: «На Невском» (врет в 1,5 раза) и 3 журнала с общим брендом «FREE ТАЙМ», которые врут почему-то по-разному, в Петербурге в 1,5 раза, в Екатеринбурге в 2 раза, а в Самаре в 2,7 раза. Видимо, издатели «Экспресс-сервис» как-то оценили местный уровень приемлемости вранья у аудитории интеллектуальных и состоявшихся людей, на которую рассчитаны данные издания.

И все-таки, несмотря на то, что общий вектор статистически вывести не удается, есть ощущение, что мода на тиражное вранье проходит. Надеемся, что на смену ей придет мода на сертифицированный, достоверный тираж. Надеемся также, что свой скромный вклад в эту смену господствующей на рынке моды внесла и Национальная тиражная служба.

Факты завышения тиража при включении издания в «черный список» устанавливаются методом сравнения данных Федеральной таможенной службы с заявленным тиражом в выходных данных самих изданий. Поэтому пока мы ограничиваемся только теми изданиями, которые печатаются за рубежом. При определении реального тиража журналов учитывается и та часть тиража, которая распространяется за пределами России. Достоверность тиражей изданий, членов НТС, вошедших в «белый список», устанавливается в ходе добровольной сертификации и последующего аудита тиража. О структуре тиража всех изданий, являющихся членами НТС, можно узнать на сайте НТС http://www.pressaudit.ru.

И.А. Яковенко,

Генеральный директор НТС

НТС