Похороны печатных СМИ во многом оправданны. Во многом – это про плохие печатные СМИ. В России их несколько десятков тысяч. Качественные, т.е. конкурентные СМИ живут своей жизнью, вне похоронных процессий они просто работают в рынке. Их цена будет расти адекватно уникальному содержанию. Но есть два аспекта умирания «издательского мусора» Первый – это грядущие кибервойны, а второй – это новые аксессуары печатных СМИ.

С заявлением относительно хакерских атак на СМИ на днях выступил американский Комитет по защите журналистов. Как написала Lenta.ru, эта организация отметила существенный рост за последние несколько лет кибератак на сайты таких изданий, как The New York Times, Wall Street Journal, Washington Post. Причем в январе газеты сообщили, что  нападения совершались из Китая, «а их возможной целью было повлиять на освещение событий в этой стране». The Wall Street Journal заявила, что речь идет о серии взломов, которые осуществлялись одной и той же командой хакеров, специализирующихся на СМИ. В то же время, Китай официально отверг обвинения в причастности к этим кибератакам. В феврале о возможном взломе данных пользователей сообщил отдел информационной безопасности сервиса микроблогов Twitter.

Все чаще хакерским атакам подвергаются российские СМИ. Так, в 2011 году взлому подверглись сайты радиостанции «Эхо Москвы», газеты «Коммерсантъ», журналов «Большой город», The New Times и «Slon.Ru». В 2012 году взламывались порталы телеканала «Вести», информагентства «Интерфакс», онлайн-изданий  «Газета.ру», «Взгляд» и URA.ru.

Зададимся главным вопросом – на что нацелены кибератаки против СМИ? Понятно, что конкретный ресурс может кого-то сильно раздражать, и тогда этот ресурс обрушается весь. Второй вариант – это выборочная атака, когда уничтожается конкретный материал, а на его месте размещается что-нибудь другое, чаще всего гадость. Третий вариант – это молодецкое хулиганство, когда какой-нибудь юный хакер тренирует свои мускулы на каком-нибудь портале. От всех этих игр в Интернете рукой подать до цензуры. Она может быть профессиональной, которую будет осуществлять какой-нибудь провайдер, или стихийной, т.е. народной. Поэтому так важно противодействовать кибератакам на СМИ, и, конечно же, нужен свой кодекс поведения в Интернете. В противном случае кибератаки будут расти по экспоненте.

Интернет развивается своим путем, в Сети появляется много новых сервисов, как позитивных, так и негативных. Печатные СМИ тоже экспериментируют. На страницах газет и журналов появляются QR-коды, в толстом глянце рекламодатели размещают миниатюрные экраны, работающие на батарейках. Последний эксперимент провела провела шотландская газета Press and Journal, она стала использовать краску с запахом кофе, что делает данный продукт особо привлекательным для любителей этого напитка.

Бороться приходится всем СМИ, независимо от формата. Хотелось бы только, чтобы «издательского мусора», что в Интернете, что на бумаге, было поменьше. Всю правду о положении СМИ на рынке может сказать только Рубль. Потребитель голосует денежными знаками за издательский контент. Хуже, когда СМИ в Интернете подвергаются кибератакам, а бумажные СМИ лишаются каналов распространения.

 

Блог Александра Оськина