В России, да и за рубежом, появилось большое количество «могильщиков» печатных СМИ. Это интернациональное похоронное бюро часто называет конечные сроки гибели бумажных газет и журналов и, более того, утверждает о вырождении традиционной журналистики, ненужности редакций и т.п. Дескать, блогеры и микроблогеры смогут обеспечить нужной информацией широкие народные массы, а место профессиональных редакций – на помойке современности.

Подобные высказывания неожиданно получили резкий отпор от нового французского издания – журнала «XXI». По случаю своего 5-летия журнал опубликовал манифест другой журналистики. Его авторы, Патрик де Сент-Экзюпери (Patrick de Saint-Exupery) и Лоран Беккариа (Laurent Beccaria) выступили с критикой «технологического блефа». По их мнению, цифровая среда сознательно обостряет кризис прессы.

Бенуа Тьелен, основатель агентства La Netscouade, в интервью интернет-журналу Atlantico опроверг расхожее мнение о кризисе спроса к печатным СМИ, заявив, что «одним из факторов цифровой революции как раз таки и является возвращение к чтению и письму. Люди в метро читают и пишут. Сложно говорить о кризисе спроса, если аудитория сейчас прочитывает столько письменного контента». По его мнению,  печатной прессе не хватает некой добавочной ценности: самые «горячие» новости появляются гораздо раньше в других СМИ или на телеканалах. Таким образом, эта информация не может создавать этой самой добавочной ценности для того, чтобы люди покупали газеты. Это не означает, что люди не хотят получить подробные и качественные сведения. Наоборот, одно из отрицательных последствий цифровой революции заключается в чрезмерном количестве информации, которая к тому же зачастую не получает достаточной обработки.

На самом деле тех, кто предпочитает новости в письменном виде, считает Бенуа Тьелен, сегодня больше, чем 30 или 40 лет назад. А это – суперновость XXI века! Сведения, которые вызывают у читателей интерес, должны непременно обладать немалой добавочной ценностью. Газеты все больше делают упор на анализе, расследованиях и педагогике. «Мне кажется, — отметил Б.Тьелен, — что это не кризис, а новый золотой век журналистики».

Сегодня пресса и новые СМИ сосуществуют друг с другом, большинство крупных печатных изданий являются также и интернет-ресурсами. Кроме того, появились в Интернете и, в частности, в Рунете «чистые игроки», такие как Газета.Ру, Лента.Ру, Дни.Ру, Newsru.com, Фонтанка.Ру, Планета СМИ и др.

Каковы признаки у новой СМИ-эпохи?! Эксперты считают, что 2013 год, безусловно, будет годом мобильных телефонов и мобильных технологий, которые позволят снабдить компьютерами всех людей, даже в бедных странах. 2012 год уже стал годом «адаптивного» дизайна, который позволяет приспособить содержимое сайта для просмотра на самом широком спектре устройств (экранах компьютеров, смартфонов, планшетов, телевизоров и      т. д.). Все это начинает входить в привычку. В скором времени на сайты будут чаще заходить с мобильных устройств, чем с компьютеров.

Именно в наши дни, на мой взгляд, профессиональная журналистика ценна как никогда. Среди блогерского мусора и откровенной дезинформации в социальных сетях единственным залогом достоверности и надежности публикации является авторитетное имя журналиста, профессиональная редакция и уважаемый главный редактор с хорошей репутацией. Все это вместе называется СМИ, а не самодеятельное творчество миллионов участников сетей – Фейсбука, Живого Журнала, Одноклассников, ВКонтакте и др.

Современный издатель или журналист призван создать качественный контент, лучше, если гениальный, и потом найти дорогу к потребителю этого контента по всем возможным каналам и на всех возможных носителях – на бумаге, папирусе, на золотой фольге, на камне, на мобильных устройствах, через Интернет, радио и телевидение… Словом, так, как сегодня уже успешно делают многие издательские дома, исповедующие концепцию «360 градусов».

Что такое блогосфера? Это большой конгломерат активных и одаренных личностей, который как грибница производит талантливых журналистов нового поколения. И для таких людей, имеющих хорошую общеобразовательную и профессиональную подготовку, открывается безбрежное поле для творческой работы. А традиционные СМИ преодолевают узкие рамки своего формата XX века и осваивают новые средства и формы продвижения контента. И примеров тому в нашем Отечестве, слава богу, много. Поэтому я полностью согласен с г-ном Тьеленом, назвавшим наше новое время «Золотым веком» журналистики и обновленных СМИ.

 

Блог Александра Оськина