Представители ОАО «Белтрансгаз» начали обращаться в редакции негосударственных СМИ.

Они предлагают заключить договоры на размещение рекламы. При этом, ссылаясь на внутренние требования своего нового владельца, российского «Газпрома», они просят предоставить подробные сведения об основателях и собственниках СМИ, включая конечных бенефициаров (тех, кто получает дивиденды).

Это необычно: привычные рекламодатели просто дают рекламу — или не дают. А зачем рекламодателю знать отношения собственности в издании?

В обращении за подписью начальника управления «Белтрансгаза» А. В. Курзова предлагается заполнить форму, содержащую информацию об именах, фамилиях, домашних адресах и контактных телефонах руководителей, акционеров и бенефициаров белорусских СМИ.

Также содержится просьба прислать копию страниц устава организации с указанием ее владельцев и копию приказа о назначении на должность руководителя предприятия.

Таким образом, «Белтрансгаз» предлагает выйти далеко за пределы традиционного для рекламных дел предоставления копий свидетельства о регистрации предприятия-учредителя и свидетельства о регистрации СМИ. Почему?

Невольно вспоминается, что в деловой практике за сбором сведений о собственнике того или иного актива часто идет предложение о его приобретении. В случае с белорусскими СМИ и «Белтрансгазом» («Газпромом») вероятность подобного сценария подпитывается целым рядом дополнительных обстоятельств. Диверсифицированный бизнес российского газового монополиста давно уже не ограничивается лишь энергетическим сектором. Например, с 1998 года действует холдинг «Газпром-Медиа», которому сегодня принадлежат десятки теле- и радиоканалов, газет, журналов, а также интернет-порталов России и стран бывшего СССР.

Достаточно вспомнить такие популярные СМИ, как НТВ, НТВ-Плюс или радиостанция «Эхо Москвы».

Существование медийной компании «Газпрома» само собой оправдывает возможные попытки прикупить некоторые СМИ в соседней Беларуси.

Вполне согласуются они и со стратегией Кремля, которому подконтролен «Газпром», распространить влияние на соседние страны. Причем как раз последнее обстоятельство способно стать основной причиной таких попыток.

С точки зрения экономики, активы белорусских негосударственных СМИ не представляют особого интереса для инвесторов, так как их рентабельность (даже в самых успешных и популярных), как правило, не превышает 5-10%.

Многие же вообще из года в год балансируют на грани банкротства и выживают исключительно благодаря финансовым вливаниям учредителей или спонсоров. Зато приобретение негосударственных СМИ Беларуси, которым наиболее доверяет электорат страны, свершило бы давние мечты Кремля заполучить еще большее влияние на белорусов. Для такой цели не жалко потратить энное количество миллионов долларов.

Скорее всего, среди учредителей белорусских частных СМИ найдутся те, кто не удержится от искушения продать свою «головную боль» богатому покупателю, который готов предложить суммы с пятью-шестью нулями. Это вполне вероятно, если учесть покупательскую способность «Газпрома».

В прошлом году только в «Газпром-Медиа» консолидированная выручка составила 46,876 млрд. RUB, или более 1,5 млрд. долларов.

По словам собственников некоторых влиятельных изданий, еще несколько лет назад чиновники белорусского правительства неофициально предупредили их о том, что будут препятствовать возможным сделкам по продаже активов россиянам. Однако с тех пор многое изменилось, и сегодня Кремль как никогда заполучил сильное влияние на руководство Беларуси. На этом фоне пыл в защите национальных интересов сильно ослабел.

ex-press.by