Участники РАЭК (объединяет большинство крупных сетевых площадок и селлеров рекламы) обсуждают возможность предложить пользователям легальный контент по рекламной модели вместо пиратского видео. По их замыслу, такой вариант должен устроить зрителей, не готовых пользоваться платными онлайн-кинотеатрами. По мнению скептиков, убедить правообладателей выложить в Сеть новинки видеопроката, пользующиеся наибольшей популярностью на пиратских ресурсах, все равно не удастся.

«Модель дистрибуции видеоконтента напрямую от правообладателей на площадки соцсетей обсуждалась ранее в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), — рассказал РБК daily глава комиссии по медиаконтенту Анатолий Воронцов. — Предполагается, что контент может монетизироваться за счет рекламы, а не по моделям «за просмотр» или «по подписке». По его словам, игроки рекламного рынка пришли к пониманию, что это правильный путь, который поможет легализовать рынок видеоконтента в соцсетях и снизить количество пиратских продуктов. Однако к этому понимаю еще должны прийти правообладатели и сами интернет-площадки, резюмирует эксперт РАЭК.

«Видео Интернешнл» (ВИ) также заинтересована в расширении рынка легального контента в Интернете.

«Понимая растущую популярность видеоконтента в Интернете, мы тоже думаем над его легализацией на посещаемых видео­ресурсах, но говорить о конкретных инициативах пока рано», — отмечает Алексей Беляев, руководитель отдела исследования Интернета аналитического центра ВИ. По его мнению, переход на рекламную модель монетизации видео в соцсетях — вопрос некоторой перспективы. Потому что при решении этого вопроса надо учесть интересы многих игроков рынка — как крупных соцсетей, для которых видео является ключевым сервисом, так и правообладателей, ассоциаций и пр. В социальной сети «Одноклассники» на инициативу РАЭК смотрят позитивно и ожидают, что соцсеть получит не меньше половины рекламных доходов. «По нашему мнению, эта инициатива приемлема, если она будет сосуществовать вместе с другими бизнес-моделями. На наш взгляд, социальная сеть должна получать не менее 50% от рекламных доходов, так как обладает ключевым преимуществом — доступом к широкой аудитории», — заявил Алексей Катков, вице-президент, директор по международному развитию Mail.ru Group. Он уверяет, что в предоставлении легального контента для использования внутри социальной сети нет ничего инновационного: на протяжении полутора лет «Одноклассники», проект Mail.ru Group, таким образом сотрудничают с сервисом RuTube.

«ВКонтакте» размещает легальное видео за счет видеопорталов-партнеров, в том числе ivi.ru и rutube.com, пояснили РБК daily в компании. По согласованию с соцсетью, дистрибьюторы интегрируют свои плееры на сайт и зарабатывают за счет рекламы. Сегодняшняя партнерская схема не предусматривает разделения рекламных доходов с площадкой Павла Дурова. «Вставку сторонних медиаплееров и удаление нелегального контента мы приветствуем, но что именно обсуждается в РАЭК, я не знаю», — комментирует представитель «ВКонтакте» Владислав Цыплухин.

«Главное, чтобы такое сотрудничество было выгодно всем сторонам. У нас нет проблемы с пиратским контентом, потому что ролики сильно ограничены по времени», — рассказывает представитель сервиса в России Алла Забровская. По ее словам, YouTube уже договаривается с производителями телеконтента и студиями о распространении видеоконтента бесплатно с использованием рекламы. Однако в России на сайте доступны только «старые» фильмы, например студии «Мосфильм». Выкладывать платные новинки западные студии решаются только для американских пользователей. При этом более половины доходов от рекламы получает правообладатель, остальное — сервис. Также студии могут контролировать распространение видео на YouTube, могут монетизировать найденный контент, добавляет г-жа Забровская.

Анастасия Фомичева

РБК daily