Последние недели на ряде московских и питерских интернет-форумов стали возникать темы и дискуссии о «подрывном» соседстве киосков прессы и «ручников», торгующих печатной продукции на улицах Москвы.
Так на форуме Mskforum.ru появилась реплика: «Сам редко покупаю газеты и журналы, но недавно обратил внимание на интересный «паразитизм» — рядом с киоском прессы стоит лоток — и торгует тем же самым…». К комментарию была прикреплена фотография, где отчетливо видно соседство так называемого «ручника» и киоска «МК». Причем расстояние между ними куда меньше двух метров. Обычному прохожему может показаться, что это киоскер «МК» выставил свою продукцию для лучшего сбыта, но на самом деле рядом расположился конкурирующий объект.

Выбор места «ручника» не случаен – здесь расположены основные пешеходные потоки, кроме того, многие горожане давно знакомы с киосками печати и помнят, что в этом месте можно купить газеты и журналы. Да и ассортимент двух точек, торгующих прессой, пересекается, о чем, кстати, упоминалось на отраслевой площадке «Свободный форум Издателей и Распространителей» Sf.rusmi.ru. «Я сам позиций 15 насчитал, не поленился», — пишет один из постояльцев форума.

Участники форума с сайта Retail.ru также затронули эту проблему. Причем, в ходе обсуждения у пользователей появлялись вопросы о законности такой дислокации лотков с прессой и разрешений на данный вид торговли. Мы попытались разобраться с этим вопросом.

Представители торговой розницы столицы в беседе со мной сообщили о том, что прилавки, переносные стеллажи и прочее торговое оборудование, установленное в непосредственной близости с киосками прессы, размещаются без наличия соответствующей разрешительной документации. У них отсутствуют свидетельства на размещение нестационарного торгового объекта, а также информация о государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) и наименовании зарегистрировавшего его органа.

На табличках у продавцов-«ручников» значится принадлежность к компании «Кардос», основу которой составляет мобильная сеть распространения массовых изданий (ручники, городские лотки, автокиоски). Этот факт подтверждает ответ в соответствующей теме на форуме Sf.rusmi.ru. Антисанитария на точках, грубое нарушение разрешительных документов и использование труда иностранных рабочих – это малая часть нарушений.

Кроме того, вся нестационарная розница в Москве должна иметь правовое основание для дислокации объектов распространения печатной продукции.

Эксперты рынка отмечают, что этот вид торговли негативно сказывается на общей ситуации в торговой рознице в Москве. Ценовой демпинг и недобросовестные методы ведения бизнеса «ручников» подрывают рынок розничного распространения столицы.

Насколько далеко может зайти этот беспредел, судить сложно. Надо надеется, что на самоуправство так называемых «ручников», разоряющих стационарные объекты прессы, найдется управа. Пусть торгуют утренними газетами у входов и выходов из метро для удобства москвичей. Городу нужны уличные «гавроши», а не уродливые лотки, рожденные лихими 90-ми годами.

Константин Черепков,
OpenMediaNews