В СМИ стала появляться информация о том, что ОАО «Роспечать» закрывает свои объекты прессы в аэропорту «Домодедово». Анализ этой ситуации выявил ряд интересных фактов и тенденций.

В аэропорту «Домодедово» «Роспечать» имела 14 торговых точек прессы площадью от 7 до 100 кв. метров. Там продавалось не менее 600 наименований газет и журналов, а также книги, канцтовары, сувенирная продукция и т.п. Магазины работали круглосуточно, услуги были востребованы, это подтверждалось положительными отзывами о «Роспечати». В компании была разработана система обратной связи и реагирования, обученный персонал, взвешенная ценовая политика, сбалансированный ассортимент, который учитывал сезонность и пожелания пассажиров. За все время работы от покупателей не поступило ни одной жалобы или претензии, но были благодарности, а все требования отдела контроля качества и руководства аэропорта выполнялись в срок и в полном объеме.

«Роспечать» пришла в аэропорт «Домодедово» надолго и всерьёз, были проведены организационные работы в компании. «Домодедово» рассматривался как один из ключевых партнеров, но планам было не суждено сбыться. С первых же дней после побед на конкурсах «Роспечать» столкнулась с проблемами.

Технологии «Домодедово» рассчитаны на удобство работников аэропорта, но против удобства ритейлеров. Открытие магазинов затягивается иногда до года из-за того, что между различными службами аэропорта нет согласия и взаимопонимания о формате, ассортименте магазина и т.п.

Но главной причиной ухода «Роспечати» из аэропорта «Домодедово», по словам одного из менеджеров, явились непомерные платежи, которыми их обложила местная администрация. Аренда, которую платила «Роспечать», составляла в среднем 2000 евро за квадратный метр в месяц, т.е. 100 000 евро за один магазин площадью 50 кв.метров в месяц!

Кроме того, при увеличении пассажиропотока устанавливались дополнительные платежи, которые в полтора раза могли превысить обычную плату. Эти суммы взимались бесконтрольно при абсолютной непрозрачности этих расчетов.

Уход «Роспечати» из аэропорта «Домодедово» — событие серьезное  и общественно важное. Непонятна и позиция ФАС, которая более года назад вроде бы проверяла «Домодедово» на предмет цен и арендных ставок. Но эта проверка ничего не дала, хотя цены на все товары и услуги в «Домодедово», как следствие безумно высокой арендной платы, просто зашкаливают, а норма прибыли за чашку кофе, по оценкам экспертов, превышает 800%. Впрочем, эти огромные доходы практически съедаются арендодателем. Более года назад проходила конференция менеджеров российских аэропортов «Аэропорты региональные и местных воздушных линий. Как выжить…», где был озвучен курс на двух- и трехкратное увеличение доходности аэропортов от деятельности, не связанной с авиаперевозками. Отсюда и усиление неоправданных гигантских поборов со всех торговых точек в аэропорту «Домодедово». И вся эта финансовая вакханалия почему-то проходит мимо властей города, ФАС и прокуратуры. А тем временем, есть первые жертвы: аэропорт «Домодедово» остался без 50% точек продаж прессы и книг, качество обслуживания резко ухудшилось, а торговые ряды зияют пустотами.

Андрей Басов
OpenMediaNews