Видимо уже так сложилось, что рынок распространения печатной продукции стал камнем преткновения многих интересов — и политических, и экономических. Если еще недавно «боевые действия» развернулись в сфере уличной торговли, то теперь в похожей ситуациимогут оказаться точки по распространению печатной продукции, находящиеся на территории ГУП «Московский метрополитен».

Вопрос регулирования торговли на территории столичного метрополитена обсуждается   очень горячо. Так, автор известного «РосПил’а» еще месяц назад опубликовал информацию о том, что «полномочный орган Правительства Москвы, Межведомственная комиссии по вопросам потребительского рынка, продлила для всех работающих в метрополитене организаций права на ведение коммерческой деятельности до 31 декабря 2011. Однако ГУП “Московский метрополитен” отказывается выполнять распоряжение МВК, осуществляя демонтаж значительной части павильонов в период с 1 по 10 июля и с 1 по 10 сентября…».

Метро, концентрирующее в своих недрах гигантские пассажиропотоки, являет собой мечту практически любого предпринимателя, занятого в сфере торговли. Однако, не секрет, что попасть на заветные арендные квадратные метры в переходах и подземных павильонах — задача не из простых. И в случае удачи, держатся арендаторы за выделенные места всеми доступными им методами.

Из распространителей печатной продукции, пробиться на заветные места в метро на сегодняшний день тем или иным способом удалось компаниям «Метропресс», «Сейлс», «Макспресс», а также некоторому количеству частных предпринимателей.

Если же не за горами «демонтаж значительной части павильонов » то, что же будет с продавцами? Уверенность в том, что пресса снова выстоит, внушает ее победа в «наземном бою» (наравне с цветами и мороженным). Однако, не смотря на это, по признанию ряда экспертов, передела «подземного рынка» в самое ближайшее время не миновать.

Кто и на каких основаниях займет места в подуличных переходах? Будут ли это новые игроки, или борьба за места будет вестись между существующими игроками рынка? О том, что же на самом деле происходит в метро, и как это отразится на продажах печатной продукции, портал PlanetaSMI.ru попросил рассказать Олега Бережного, руководителя одного из ведущих предприятий по распространению печатной продукции — ГК «Кардос».

«В Московском метрополитене будет полностью изменен порядок выдачи разрешительной документации на осуществление торговли мелкой розницы. Грубо говоря, в метро произойдет передел рынка. В свое время такие изменения коснулись рекламного сегмента, когда произошла смена операторов», — сказал порталу Олег Александрович, и уточнил: «Есть несколько мнений о том, как это будет происходить. Один из вариантов — открытые аукционы, второй — электронные торги, третий — конкурсы. В Департаменте СМИ и рекламы города Москвы и в Департаменте торговли и услуг города Москвы есть несколько версий по этому поводу».

Продолжая, Бережной отметил, что в настоящее время речь идет о смене системы выдачи разрешений на размещение нестационарных торговых точек в московском метрополитене.

«Видимо городские власти решили навести порядок в сфере мелкорозничной торговли. Затеяна некая общая ревизия», — пояснил он.

В заключении генеральный директор ГК «Кардос» предположил, что из торговой цепочки будут исключены посредники: «Так торговлей цветов в метро должны заниматься те, кто непосредственно торгует цветами, а не те, кто торгует другой мелкой розницей под крышей “Цветов”. Элемент субаренды в данном случае должен быть исключен».

Менее радужных перспектив придерживается Ирина Ситас, начальник отдела продвижения продаж торговой сети холдинга «Наша Пресса» («Метропресс», «Сегодня-Пресс» и «Столичная пресса»).

«Наша компания очень обеспокоена ситуацией, которая сложилась вокруг точек продаж печатной продукции, находящихся на территории Московского метрополитена, — сказала порталу Ирина Вячеславовна. И продолжила. — Печатная продукция может вообще исчезнуть из метрополитена».

И хотя на сайте Департамента торговли и услуг города Москвы была размещена информация о том, что «ГУП “Московский метрополитен” разрабатывает постоянную Схему размещения нестационарных торговых объектов на подведомственных Метрополитену территориях, которая вступит в силу с 1 января 2012 года… До вступления в силу постоянной схемы размещения предприниматели будут продолжать осуществление торговой деятельности на основании схем размещения, действующих в 1 полугодии 2011 года…», официальные разрешения компаниями, занимающимися распространением печатной продукции в московском метрополитене, пока получены не были.

В частности, Ирины Ситас рассказала порталу, что «в настоящее время у нас есть официальное разрешение на торговлю только до 31июня 2011 года. От руководства Московского метрополитена на продление разрешения никаких официальных бумаг не поступало, только письмо, в котором говориться, что нам продлили разрешение до 31 декабря 2011года».

Корреспондент PlanetaSMI.ru поинтересовался у Ситас — поступала ли к ним официальная информация со стороны Московского метрополитена о возможном распределении мест организации торговли на основе открытых аукционов или электронных торгов?

«Мы что-то об это слышали. Но как ситуация будет развиваться в дальнейшем, и как нам сейчас действовать, непонятно. Складывается впечатление, что Московский метрополитен сам не знает, что будет дальше, — поделилась опасениями Ирина Вячеславовна. — В метрополитене очень много застройщиков — компания “Контей”, “Юагра” и другие, которые являются владельцами торговых точек. А как раз они ничего не делают, просто “сидят на стульях” и получают деньги. Мы сами ухаживаем за состоянием торговых точек. Сами ремонтируем поломки — вставляем стекла, заменяем замки, следим за освящением и электричеством. У “Метропресса” более 30 точек по распространению печатной продукции, которые расположены в вестибюлях метро на станциях “Медведково”, “ Улица 1905 года”, то есть на станциях, которые находятся выше уровня земли. Остальные же точки мы вынуждены брать в аренду и субаренду. И надо сказать, что аренда торговых точек у Метрополитена нам обходится в 20 тысяч рублей в месяц, а аренда у застройщиков — 80 тысяч рублей в месяц. И при этом метраж торговой точки составляет всего 2 кв. м или 4 кв. м. Продавец вынужден передвигаться в них боком…».

«Больше всего возмущает то, что в подземных переходах метро может расположиться около 10 таких торговых точек. Соответственно, начинается бешеная конкуренция, и мы будем вынуждены уйти из “подземки”», — заключила Ирина Ситас.

Свои комментарии по данному вопросу порталу PlanetaSMI.ru дал и представитель общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Исполнительный директор ее московского городского отделения Алексей Даутов так комментирует ситуацию: «У большинства объектов закончились договора на торговлю в метрополитене. И в настоящее время встал вопрос — по какой схеме в дальнейшем будет развиваться предпринимательская деятельность в “подземке”? В Департаменте торговли и услуг г. Москвы в начале августа по этому вопросу прошел круглый стол. Предполагается, что распределение мест будет проводиться по аукционной системе. Что это будут за аукционы — на право аренды или на право размещения той или иной торговой точки — пока неясно». Говоря о дате начала проведения аукционов Даутов указал, что, возможно, они начнутся уже в конце сентябре этого года.

«Есть законодательная база, согласно которой предприниматели заблаговременно будут уведомлены о начале проведения аукционов. Мы направили обращение в Московский метрополитен с предложением встретиться и обсудить дальнейшее развитие ситуации. Мы не говорим о наличии каких-то нарушений или ущемлений прав предпринимателей. Мы говорим о том, что сейчас нужно понять в каком направлении будут развиваться события», — подытожил Даутов.

Игроки рынка пока воздерживаются от комментариев. «Мы просто будем следить за развитием ситуации», — сказал генеральный директор ЗАО «Сейлс» Андрей Богданов.

Planetasmi.ru