Спрос на телевизионную рекламу привел к ее дефициту. Заказчики столкнулись с нехваткой рекламного времени уже в январе

Крупнейшие продавцы рекламного времени недооценили спрос на телевизионный эфир со стороны рекламодателей. Крупнейшие продавцы телерекламы — группа «Видео Интернешнл», «Газпром-медиа» и «Алькасар» полностью распродали эфирное время на весь 2011 год. К сожалению, как отмечают в агентствах, они еще и «продешевили» — расценки увеличились в среднем на 20%, а могли бы оказаться гораздо выше.

В этом году место под телевизионную рекламу разобрали к середине января, тогда как в 2010-м найти свободные минуты можно было еще в июне. Темпы продаж практически приблизились к докризисному уровню, отмечают специалисты. На каналах НТВ, ТНТ и «ТВ Центр» с размещением рекламы сложилась самая непростая ситуация, рассказали «Коммерсанту» представители альянса «Газпром-медиа» и агентства «Алькасар». «Видео Интернешнл», которое обслуживает каналы 7ТВ, «Пятый», 2х2, также распродало рекламу почти на 100%.

Исследования подтвердили, что все телеканалы увеличили среднюю продолжительность рекламных блоков. Закон «О рекламе» ограничивает телерекламу девятью минутами в час, но вещатели, как показывает практика, крайне редко выбирают всю квоту — если спрос не превышает предложение. По данным консалтинговой компании Media Logics, за первые три недели января все федеральные телеканалы использовали в среднем 82% допустимого объема, тогда как годом ранее — только 68%.

Гендиректор ВИ Сергей Васильев в начале декабря на клиентской конференции группы Aegis Media делал свои прогнозы платежеспособного спроса на телерекламу. По его оценке, в 2011-2012 годах темпы рынка вырастут на 17%, объем рынка должен достигнуть 464 миллиардов рублей с НДС. По словам Сергея Васильева, в 2011 году «Видео Интернешнл» поднимет цены на своих телеканалах в среднем на 20%, причем по сезонам коэффициент будет варьироваться от 10% до 33%. Вчера директор по корпоративным коммуникациям ВИ Антон Чаркин признал, что текущий спрос оказался выше прогнозируемого и составляет около 20%. В конце декабря стало понятно, что рекламодатели готовы потратить на телерекламу больше, чем изначально планировалось осенью, соглашается гендиректор «Газпром-медиа» Сергей Пискарев. В холдингах «СТС Медиа» (СТС, «Домашний» и ДТВ) и ВГТРК («Россия 1» и «Россия 2»), которых в этом году ВИ лишь консультирует, также спрос на телерекламу оказался выше прогнозируемого.

Опрос рекламодателей показал, что многие из них увеличили свой бюджет на телерекламу. Это подтвердили в МТС и российском офисе Procter&Gamble. Они столкнулись с дефицитом рекламного времени еще осенью 2010 года.

От проблем ТВ с размещением рекламы выиграют другие СМИ, прежде всего интернет и наружная реклама. Эксперты отмечают, что наиболее обсуждаемый вопрос — придут ли в интернет дополнительные деньги, которые не удалось пристроить на ТВ. Нехватка свободного места на телевидении позволит операторам наружной рекламы более комфортно пережить наблюдающийся сейчас рост цен.